21,1K подписчиков

Топовый оконечный усилитель из начала 70-х: Technics SE-10000

1K прочитали
Technics SE-10000 - усилитель мощности знаменитой десятитысячной серии начала 70-х годов. Статья про предварительный усилитель уже опубликована: Technics SU-1000.

Technics SE-10000 - усилитель мощности знаменитой десятитысячной серии начала 70-х годов. Статья про предварительный усилитель уже опубликована: Technics SU-1000. Вот это и есть самый настоящий Technics, а не мыльницы, выпускаемые с середины 80-х и в 90-х годах, по которым многие и создали себе отрицательное впечатление о бренде. Были и тогда "проблески": в 80-х, и даже в 90-х выпускалось несколько достойных моделей Technics - создавалось такое ощущение, что самых лучших инженеров фирмы держат где-то в заключении и выпускают ненадолго, по большим праздникам:))) Думаю, что они своими разработками, с дорогущей комплектацией, просто могли разорить фирму - не укладывались в бизнес-модель руководства, после отставки Матсушиты в 1973 году. Матсушита еще долго оставался консультантом, конечно, но влиять на вектор развития компании он уже не мог в той же степени.

Technics SE-10000 с откинутой верхней крышкой
Technics SE-10000 с откинутой верхней крышкой

Technics SE-10000, как и предварительный Technics SU-10000, попал ко мне впервые. Сервис мануала и для оконечника найти не удалось - схемы нет, хотя глянуть ее было бы интересно. Если есть у кого-то из читателей, то прошу поделится. Технические параметры найти не проблема:

Technics SE-10000 - усилитель мощности знаменитой десятитысячной серии начала 70-х годов. Статья про предварительный усилитель уже опубликована: Technics SU-1000.-3

Схему увидеть интересно по нескольким причинам:

1. Посмотреть, как они без реле отключения АС сделали защиту АС от постоянки и от звуков переходных процессов при включении и выключении усилителя. Пара реле там есть, но они слаботочные: одно отключает индикаторы на время переходных процессов, а второе - слаботочный сигнал. Однако щелчков в АС при включении\выключении питания нет вообще.

2. Судя по всему, все питание усилителя стабилизированное, питание выходных каскадов в том числе. Стабилизаторы какие-то хитрые, с кучей мощных резисторов на плате.

Плата мощного стабилизатора
Плата мощного стабилизатора

3. Ну и схему самого усилителя тоже интересно посмотреть - играет он очень хорошо.

Усилитель работает в классе АВ с небольшим током покоя. В оконечном каскаде каждого канала по две пары мощных биполярных транзисторов в параллель, в металлических корпусах ТО-3. Трансформатор питания с запасом по мощности, что встречается не так часто. БП общий на два канала, в фильтре питания два электролита по 10000 мкФ. Немного, но с учетом того, что питание стабилизировано и просадок по напряжению нет, то все не так плохо.

Вид изнутри со стороны верхней крышки
Вид изнутри со стороны верхней крышки

На плате индикаторов вышли из строя оба малосигнальных реле, о которых написал выше. Одно на 12 В, другое на 24 В. С таким расположением контактов сейчас реле не выпускают, поэтому пришлось ставить современные на удлиненные ноги, чтобы впаять выводы на места. Но это полбеды, настоящая засада была в том, что открутить эту плату от индикаторов можно только сняв и отодвинув от трансформатора переднюю фальшпанель, а чтобы сделать это, нужно вытащить боковые деревянные вставки из металлических рам (винты под ними). Однако их реставрировали, судя по идеальному виду деревянной поверхности и лака, а потом вставили на место и они прилипли, видимо, а может их и вклеили намеряно. Как удалось снять эту плату, не откручивая фальшпанель, даже рассказывать не буду - кому интересно читать несколько страниц нецензурной лексики:)))

Деревянные боковины
Деревянные боковины

При сборке плата индикаторов, вместе с входными аттенюаторами и выключателем входа, убираются под отдельную крышку:

Вид изнутри со стороны верхней крышки
Вид изнутри со стороны верхней крышки

Кстати, входные аттенюаторы дискретные, выполнены на галетных переключателях на 9 положений, вход отключается тоже галетником, на два положения. Еще один галетный переключатель служит для изменения диапазона работы индикаторов выходной мощности или отключения их от сигнала. Диапазона у стрелок три: вся шкала (до 0 дБ) 1 Вт, 10 Вт или 100 Вт.

Индикаторы показывают сигнал с генератора
Индикаторы показывают сигнал с генератора

Удивительно, но индикаторы удалось настроить достаточно точно на всех диапазонах - бывает так, что настроишь на 10 Вт точно, например, а переключаешь на 100 Вт и показания становятся разные по каналам.

Корпус оконечника, аналогично предварительному, имеет верхнюю крышку, откидывающуюся на петлях и с замками, а также "подвал", где плат нет, но выполнена практически вся разводка проводами:

Вид изнутри со стороны нижней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки

Меккой земли является шасси усилителя, на котором сделаны луженые лепестки для заземления - не лучший вариант, но для начала 70-х это классика.

Technics SE-10000, вид со стороны тыловой панели
Technics SE-10000, вид со стороны тыловой панели

Сзади находятся радиаторы стабилизаторов напряжения питания, сетевые розетки, акустические терминалы и входные разъемы RCA - один вход (под названием "Test") прямой (УПТ), второй (с надписью "Normal") - через пленочный разделительный конденсатор 0.22 мкФ. Подключаться лучше к входу "Test", как мне видится.

Акустические терминалы позволяют зажать либо тонкий провод (около 1.5 мм диаметром), либо лопатки. Бананы подключить нельзя, провод потолще - очень сложно. Конструкция терминалов интересная: снаружи полой клеммы небольшое отверстие, а внутри конус - клемму нужно немного отпустить, вставить провод и затянуть. Фиксируется очень надежно.

Акустические терминалы, конструкция
Акустические терминалы, конструкция

А звучит аппарат очень хорошо! В питании всего два электролита по 10000 мкФ, а масштаб в звуке и бас такой, как-будто там стоят 4 х 22000 мкФ, как минимум. Видимо, у имеющихся силовых стабилизаторов очень низкое выходное сопротивление и высокое быстродействие. Но, как уже было сказано выше, схемы к нему нет, хотя аппарат старый. Точнее, может она и есть где-то, но я не нашел.

Сначала включил отдельно оконечник и регулировал громкость встроенными аттенюаторами - высокое разрешение, макро и микродинамика на достойном уровне, никакого окраса не обнаружил. Сцену строит, локализация источников звука отчетливая и они не блуждают по сцене. Включал с прямого входа, со входа с разделительным конденсатором усилитель частично теряет масштаб и появляется небольшой окрас на мидбасе.

Technics SU-10000 + Technics SE-10000
Technics SU-10000 + Technics SE-10000

После этого подключил комплект целиком и это был первый раз, когда мне звук с предом понравился едва ли не больше, чем оконечник напрямую. Это при том, что источник у меня прекрасно работает на низкоОмную нагрузку, а тут входное оконечника 100 кОм - было бы 2 кОм, то можно было бы подумать, что с предом согласование источника с усилителем лучше, но это не тот вариант. Данный комплект разработал еще сам Матсушита, почувствуйте разницу, как говорится.

Вывод такой: двухблочник отличный, только его компоненты купить дорого (от 500000 руб за полуживые пред+оконечник) и найти в приличном состоянии сложно. И ремонтопригодность достаточно низкая - если все как следует делать, то придется знатно повозиться.

Technics SU-10000 + Technics SE-10000
Technics SU-10000 + Technics SE-10000

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Добавил эту статью сюда: Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Винтажные полные усилители в моих обзорах

Цифровые источники звука в моих обзорах

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи о кассетных деках

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Моя коллекция аудиокассет

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)