Старый вокзал Таганрога нелегко признать в облепленном вывесками краснокирпичном здании. А ведь исторически это один из важнейших вокзалов страны!
Дело в том, что он завершил железную магистраль, к 1868 году проложенную за государственный счёт от Москва до Курска, а к 1870 всего за 20 месяцев продлённую на юг частным акционерами.
"Отцом" Курско-Xapькoвскo-Aзoвской железной дороги стал подавшийся из Белоруссии в Новороссию еврейский коммерсант Самуил Поляков, брат Якова Поляков, что основал Азово-Донской банк и экономически покорял Персию. И хотя первый поезд в Таганрог прибыл на 4 года позже, чем в Oдeccy, в истории страны важность этой магистрали можно сравнить разве что с Транссибом. Ведь она пересекла Дoнeцкий кряж, и даже маршрут для неё определила 5-летняя экспедиция Павла Мельникова и Евграфа Ковалевского, нашедшая самые перспективные угольные копи.
Крупнейший железнодорожный узел СССР и поздней Российской империи Xapькoв, Слaвянcк и Кpaмaтopск, Гopловка и Илoвaйcк - приросшая ветками на Дoнeцк (через Яcинoвaтую), Mapиуполь, Дебaльцевo (вернее, Алчевск и Лyганcк) и в 1891 выкупленная государством, Курско-Азовская магистраль натурально открыла новую страницу в истории России, заложив фундамент крупнейшей со времён Петра Великого индустриализации страны. Так что единственный сохранившийся на всей этой линии со времён постройки Старый вокзал Таганрога - памятник не менее знаковый, чем, например, вокзал Владивостока.
В 1918 году захват вокзала (который безуспешно таранили паровозом с нефтяной цистерной) стал кульминацией Январского восстания, начавшегося с похорон рабочего. В 1920-30-х годах об этом напоминал памятник с кадра выше. До странного малоизвестный - я смог найти с ним лишь несколько не самых удачных фото и никакой конкретики о том, как назывался он и когда был поставлен.
Снесли его, видимо, в оккупацию, так что теперь о восстании напоминает паровоз на площади. Правда, не подлинный: дело в том, что к 1975 году не сохранился ни только сам таранный Юп-4505, но и вообще ни один из паровозов Ю, выпускавшихся с 1908 года в Xapькове; вместо него поставили паровоз Эг 1920-х годов с наиболее похожим силуэтом. Рядом в 2012 году появилась Казанская часовня по мотивам снесённой в тех же 1920-х предшественницы:
Ныне вокзал, в 2002 году "отстыкованный" от станции на баланс города, занят всякой всячиной. В 2013 в нём пытались открыть филиал московского Политехнического музея, но что-то пошло не так. Платформа отделена от него забором с рамками и пунктами досмотра, который и остались ныне единственными пассажирскими зданиями станции Таганрог-2. С тупиковых путей отправляются (правда, довольно часто) электрички в Ростов-на-Дону и одинокий экспресс до Новороссийска:
Привокзальная площадь ещё до появлении станции называлась Ярмарочной, и видимо представляла собой классический малоросский майдан - торг на границе деревни и города. Над ней нависала церковь Михаила Архангела (1868-72):
Место которой теперь занимает молокозавод (1928) у начала показанного в прошлой части Смирновского переулка, уходящего на 2,5 километра по краю Старого города.