Сегодня мы рассмотрим аспекты учета маркированных товаров на примере производства и продажи одежды.
Многие крупные Европейские бренды ушли с Российского рынка, и открыло новые возможности для наших местных дизайнеров и производителей. Так что тема очень актуальная.
Что представляет собой маркировка
Сам проект по маркировке товаров легкой промышленности стартовал 1 января 2021 года. Компаниям был предоставлен срок до 1 февраля 2021 года, чтобы промаркировать остатки товарных запасов, которые не были реализованы до 1 января 2021 года.
С 1 января 2022 года была внедрена система электронного документооборота для процесса приемки и отгрузки маркированного товара. Соответственно, производителям и продавцам товаров легкой промышленности необходимо было получить подпись ЭЦП, выбрать оператора электронного документооборота и сделать все необходимые настройки.
Согласно, постановлению Правительства РФ 1899 от 13.11.2023 г., расширен перечень товаров легкой промышленности, которые будут подлежать обязательной маркировке с 01.04.2024 года.
Согласно кодам ТН ВЭД ЕАЭС, сюда входят товары:
- 6105 – Рубашки трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков.
- 4304 00 000 0 – Предметы одежды из искусственного меха (за исключением полотен, рукавиц, перчаток и митенок, а также головных уборов).
- 6113 00, 6210 – Одежда из фетра или нетканых материалов, текстильных материалов с пропиткой или покрытием (в части только верхней одежды).
- 6101, 6102 – Пальто, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия, трикотажные или вязаные.
- 6205 – Рубашки мужские или для мальчиков.
- 6206 – Блузки, блузы и блузоны женские и для девочек.
- 6214, 6215 – Шали, шарфы, кашне, мантильи, вуали и аналогичные изделия, галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки.
- 6211 20 000 0, 6211 32, 6211 33, 6211 39 000 0, 6211 42, 6211 43, 6211 49 000 – Костюмы спортивные и лыжные, отдельные предметы спецодежды.
- 6103 – Костюмы, комплекты, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков.
- 6104 – Костюмы, комплекты, жакеты, блайзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек.
- 6203 – Костюмы, комплекты, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты мужские или для мальчиков.
- 6204 – Костюмы, комплекты, жакеты, блайзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты женские или для девочек.
- 6112 11 000 0, 6112 12 000 0, 6112 19 000 0, 6112 20 000 0 – Костюмы спортивные, лыжные, трикотажные машинного или ручного вязания.
- 6110 – Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания.
Если возникнут трудности при определении принадлежности товара, то можно ориентироваться на код ТН ВЭД ЕАЭС и (или) ОКПД2.
Этапы маркировки
Маркировка товаров состоит из нескольких этапов:
- Авторизуйтесь в системе маркировки «Честный знак» с помощью УКЭП.
- Опишите товары в Национальном каталоге маркированных товаров.
- Пополните баланс лицевого счета — один код маркировки будет стоить 60 рублей вкл НДС.
- Закажите и получите коды маркировки со способом выпуска товаров в оборот «Маркировка остатков».
- Подайте сведения о вводе в оборот.
Процесс маркировки
Процесс маркировки выглядит следующим образом: производитель или импортер крепит марку на изделие, далее при продаже крупному опту или розничному магазину, получатель товара сканирует марку и подтверждает получение товара. Данные в системе маркировки обновляются.
Когда в розничном магазине товар передается конечному покупателю, марка сканируется онлайн-кассой и данные в системе маркировки снова обновляются. Товар признается проданным и списывается с учета. Таким образом, система маркировки обеспечивает полную прозрачность движения товара на территории нашей страны.
Удобство заключается в том, что все маркированные товары находятся в национальном каталоге товаров и каждый человек может проверить историю своей покупки по коду.
Думаю, не нужно напоминать, что за продажу немаркированного товара нарушителям грозят штрафы и изъятие товара.
Дополнительным шагом для производителей товаров нужно будет вступление в ассоциацию ГС1РУС для возможности генерировать кода для произведенных товаров. Данная услуга доступна в личном кабинете ресурса Честный знак.
Важным моментом является работа с электронным документооборотом. Работа происходит благодаря бесплатному оператору ЭДО Лайт. Он предоставляется всем зарегистрированным пользователям в системе «Честный знак».
Если партнеры компании используют другие коммерческие операторы, то необходимо настроить роунинг путем направления приглашения к ЭДО в личном кабинете.
Как происходит работа в личном кабинете системы «Честный знак»
Рассмотрим на примере производителя одежды:
- Сначала получаем электронную подпись УКЭП на генерального директора, и устанавливаем необходимое оборудование КриптоПро на компьютер. Далее регистрируемся в личном кабинете системы «Честный знак», а также вступаем в членство ГС1РУС для возможности получения кодов (GTIN) на произведенные товары.
- При регистрации в ГС1РУС нам будут предоставлены 100 бесплатных кодов, а далее направлен счет на оплату 3000 рублей за членство, а также возможность генерировать 1000 кодов.
- Следующим важным шагом будет формирование карточек товара с описанием. Карточка создается на каждое изделие (куртка, пальто) и в данную карточку автоматически будет подгружаться код товара из системы ГС1РУС.
В дальнейшем это потребуется для заказа кодов маркировки товара, которые будут формироваться на основании GTIN товара. При сканировании кода маркировки покупатель сможет увидеть всю информацию, содержащуюся в нашей карточке товара. При описании товара также заполняются потребительские качества: артикул, цвет, целевой пол и размер.
- Карточка отправляется на модерацию путем нажатия кнопки в меню личного кабинета. Теперь мы можем сформировать заказ на получение кодов маркировки и распечатать, но для этого нужно дождаться завершения процесса модерации, который может занять до 3х рабочих дней.
- При успешной проверки карточки у нее появится статус «Требует подписания».
- После подписания и публикации карточки появляется статус «Готов к вводу в оборот».
После чего мы заказываем коды и вводим в оборот нашу продукцию. Для нас доступно 2 варианта: собственное или контрактное производство.
После ввода товара в оборот мы можем передать его дальше на продажу, например оптовому клиенту. Для этого нужно понять каким оператором ЭДО пользуется наш партнер, и если это не встроенный бесплатный тариф ЭДО Лайт, то делаем роунинг.
Затем направляем через систему «Честный знак» приглашение к работе в электронном документообороте. Для этого мы находим по ИНН юридическое лицо и отправляем приглашение.
Далее в системе ЭДО на вкладке «Исходящие» необходимо сформировать документ «УПД на отгрузку». Можно создать его вручную или загрузить входящий файл в формате XML.
Наш контрагент получает документ УПД, подписывает его — так данные обновляются в системе. Конечным процессом будет являться вывод товара из оборота на основании продажи в рознице конечному потребителю, когда будет сформирован кассовый чек. На этом жизненный цикл товара в системе «Честный знак» заканчивается.
Мы всегда готовы помочь вам не только с бухгалтерским учетом, но и с организацией других бизнес-процессов. Связаться с нами можно на сайте: https://consulting360.ru/