Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля
1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка
Винчи, недалеко от Флоренции.
Он был внебрачным сыном нотариуса, по имени Пьеро
и крестьянки Катерины.
Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью,
но вскоре его отец женился на богатой девушке и забрал
ребенка в новую семью.
Существует легенда, которая рассказывает о том, что
одному знакомому отца Леонардо нужно было расписать круглый
деревянный щит.
И отец отдал щит своему сыну.
Леонардо решил изобразить голову Медузы Горгоны,
а, чтобы изображение чудовища производило на зрителей
должное впечатление, он использовал в качестве
натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих
тварей».
Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо
показал законченную работу отцу, тот испугался.
Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно
создано.
Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие,
которое ожидается от произведений искусства».
Сер Пьеро не отдал работу Леонардо своему знакомому:
тот получил другой щит, купленный у старьёвщика.
Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив
за него немалую сумму.
В возрасте четырнадцати лет Леонардо поступил подмастерьем
к художнику Андреа дель Верроккьо.
Его мастерская находилась в интеллектуальном центре
тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило
Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести
некоторые технические навыки.
Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом,
гипсом и кожей.
Помимо этого, юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой
и моделированием.
Одной из первых известных работ Леонардо считается
картина его учителя «Крещение Христа», в которой Вероккьо
позволил ему дорисовать одного из ангелов.
Работа настолько поразила учителя, что он принял решение
больше никогда не возвращаться к живописи, признав себя
пораженным собственным учеником.
В 1482 году да Винчи переехал из Флоренции в Милан, где
пробыл около семнадцати лет.
За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте»
и «Дама с горностаем», создал свой знаменитый рисунок
«Витрувианский человек», расписал стену трапезной
доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря»,
сделал ряд анатомических набросков и чертежей различных
аппаратов.
Именно им впервые были придуманы чертежи прототипов таких
устройств, как танк, баллиста, водолазный костюм, автомобиль,
пулемет, велосипед, прожектор, оружейный колесцовый замок,
а также спасательный круг.
Леонардо постоянно записывал все то, над чем он работал,
вел дневники, и примечателен тот факт, что все свои записи
он делал справа налево, в зеркальном отражении,
и, возможно, так он хотел зашифровать свои труды.
Одним из интересов Леонардо являлись полеты.
Пытаясь изобрести способ поднять человека в воздух,
он много времени проводил за наблюдениями за птицами
и летучими мышами.
Результатами этих наблюдений стали чертежи таких летательных
аппаратов, как планер, прототип вертолета, а также парашют.
Однако, ввиду того, что в те времена моторы еще
не были изобретены, ни один из чертежей, при жизни ему
реализовать так и не удалось.
В 1502 году Леонардо да Винчи поступил на службу к Чезаре
Борджиа, который к этому времени, стремясь создать
собственные владения, захватил почти всю Центральную Италию.
На должности главного военного инженера Леонардо объезжал
Умбрию, Тоскану, Романью, составляя планы крепостей
и консультируя местных инженеров по вопросам усовершенствования
оборонной системы, а также создавал карты для военных
нужд.
Но уже в 1503 году он снова вернулся во Флоренцию,
и принялся за самое известное свое творение – портрет
госпожи Лизы дель Джокондо, известный всему миру как
«Мона Лиза».
Этот портрет заказал у да Винчи муж Лизы дель Джокондо,
однако, спустя четыре года работы над портретом, Леонардо
картину так и не отдал заказчику.
Да Винчи был настолько влюблен в эту работу, что
до конца своей жизни возил ее повсюду с собой.
Король Франции Франсиск Первый был великим почитателем
Леонардо и в 1516 году пригласил его в качестве первого
королевского художника, инженера и архитектора.
Живя в небольшом замке Кло-Люсе, недалеко от королевской
резиденции - замка Амбуаз, Леонардо имел прекрасные
условия для своего искусства, работы над записями и проведения
научных экспериментов.
Однако, спустя всего лишь год, после его переезда
во Францию, у да Винчи парализовало правую руку, что больше
не позволяло ему заниматься живописью.
Леонардо скончался 2 мая 1519 года, на 68 году жизни,
в окружении учеников и своих шедевров в замке
Кло-Люсе.
Леонардо да Винчи – крупнейшая фигура итальянского Высокого
Возрождения – прекрасный пример универсального
человека, обладателя многоликого таланта: он был не только
великим представителем искусства - живописцем,
скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым,
архитектором, техником, инженером, изобретателем.
Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами,
да Винчи оставил после себя более 5000 не связанных
между собой рисунков, листов с записями, которые, после
смерти мастера были сведены воедино его учениками в
несколько трактатов, дающих представление о его мировоззрении.
Леонардо да Винчи стал воплощением идеала итальянского
Ренессанса и последующими поколениями воспринимался
как своеобразный символ творческих устремлений,
присущих тому времени.
Это была история Леонардо да Винчи