Найти тему

"Латынь из моды вышла ныне"? Зачем нам древние языки в современном образовании

Cognosce te ipsum. Познай самого себя.

Сейчас во многих гимназиях и лицеях вводят в программу образования латынь и даже греческий языки. Это объясняется тем, что классическое образование подразумевает сочетание высокого уровня общей гуманитарной эрудиции с хорошим пониманием практических, естественнонаучных предметов. При этом одно неразрывно связано с другим, и роль древних языков тут трудно переоценить.

Ведь латынь – это ключ к лексике и структуре всех европейских языков, а также к терминологии всех наук. В русском языке огромное количество слов имеют латинское происхождение. При этом латинские слова начали проникать в нашу речь очень и очень давно: они присутствовали уже в древнерусском языке. Интересно отметить, что пришли они в язык наших предков и стали активно служить им тогда, когда классическая античная латынь уже стала, по современным представлениям, якобы «мертвым» языком. Входили эти слова в нашу речь через языки-посредники – старославянский, польский, немецкий, французский и другие.

Множество латинских слов мы видим среди научных и политических терминов, а также среди других слов. Латинское происхождение имеют такие слова, например: интеллигенция, канцелярия, кооперация, культура, курс, лауреат, литература, максимум, минимум, мотор, нация, новатор, ревизия, центр, экземпляр и др.

Многие дети и сегодня носят имена латинского происхождения: Антон, Валентин, Валерий, Виктор, Игнатий, Иннокентий, Клавдия, Константин, Максим, Марина, Наталия, Павел, Роман, Сергей и др.

Почему современные языки не дают такого импульса умственному и культурному развитию? Обычно изучение иностранного языка сводится к освоению бытового общения и деловой переписки. Латынь – это язык культуры и науки. Совсем не знать латыни – это все равно, что очутиться в прекрасном краю в туманный день. Горизонт крайне ограничен. Невозможно ясно видеть ничего, кроме того, что совсем рядом; несколько шагов дальше – и все погружается во мрак. А у латиниста широкое поле зрения, охватывающее современность, средние века и античность; и его умственные горизонты расширяются еще более, если он изучит греческий или даже санскрит.

«Не знающий латыни человек остается неотесанным, даже будь он великим виртуозом в электрических машинах, а в его реторте – основание плавиковой кислоты. <…> Если станет реальностью грозящее нам бедствие, и перестанут преподавать древние языки, возникнет новая литература, грубее, мельче и никчёмнее которой никто еще не видывал».

Артур Шопенгауэр «Об изучении латыни»

Названия практически всех наук восходят к латинским корням: астрономия – наука о звездах с латинского, геометрия – измерение земли. Или искусство: музыка – латинское из греческого, театр – греческое и т.д. Таким образом, знание латинского языка помогало школьникам изучать другие, уже современные европейские языки, особенно итальянский, испанский и французский.

Латинский учат и в наши дни в профессиональных учебных заведениях. Кому он нужен? Оказывается всем. Обучая детей латыни, мы открываем для них двери к пониманию истории, литературы, философии. Изучение латыни может значительно улучшить навыки общения и языковую грамотность учащегося. Ведь латынь считается одним из самых «чистых» и логических языков, который отлично развивает лингвистические способности и точность мышления.

-2

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ