Балы и Российская Империя – два понятия, практически неотделимые друг от друга еще со времен Петровских ассамблей. Так, к примеру, навсегда вошел в историю нашей страны знаменитый костюмированный бал в Зимнем дворце в 1903 году. Однако последняя русская императрица, Александра Федоровна, к танцам и залихватскому веселью относилась весьма прохладно, в отличие от своей свекрови – Марии Федоровны. Мать Николая II, супруга Александра III, была дамой весьма современной, даже можно сказать продвинутой.
Но что нам в целом о ней известно? Она занималась конным спортом, поэтому была отличной наездницей, каталась на коньках, могла похвастаться осиной талией, а еще считалась большой любительницей модных штучек. Мария Федоровна могла позволить себе не только затейливые заграничные наряды, но и изысканное белье – она носила чулки и, по слухам, была одной из первых российских женщин, сделавших…пластическую операцию. Правда, историки в большинстве своем ставят сей факт под сомнение, а вот Эдвард Радзинский убежден – делала.
Но вот в чем историки уверены на все 100%, так это в любви Марии Федоровны к танцам, поскольку даже прибывая в преклонном возрасте, балов она не пропускала. А еще она придумала проводить «разноцветные балы» - то синий, то розовый, то зеленый…но что бы черный?! А ведь именно такой бал устроила государыня 26 января 1889 года в Аничковом дворце. Это событие, прямо скажем, заставило содрогнуться всю Европу, а заодно и произвести революцию в моде.
За несколько дней до намеченного праздника в Майерлинге случилась трагедия – погиб единственный сын обожаемой всеми европейцами императрицы Елизаветы Баварской, более известной российскому обывателю как императрица Сисси.
Произошло двойное самоубийство – наследник австрийского престола кронпринц Рудольф и его возлюбленная, 17-летняя баронесса Мария фон Вечера, добровольно ушли из жизни. Причины трагедии по сей день вызывают у историков споры, а тогда, по всем правилам этикета, не говоря уж о монархической солидарности, бал следовало отменить, объявив траур.
Однако на деле случилось то, что уж слишком походило на своеобразную месть или поступок из разряда «назло» - блюдо, которое, как известно, принято подавать холодным. За 24 года до описываемых событий, в Ницце скончался жених Марии Федоровны, тогда еще принцессы Дагмар, цесаревич Николай Александрович – брат Александра III.
Несмотря на столь трагичное событие, венский двор и не подумал отменять череду увеселительных мероприятий, связанных с реконструкцией австрийской столицы. Более того, написанный гениальным Францем Винтерхальтер портрет императрицы Сисси в роскошном бальном платье от Чарльза Уорта, назойливо мозолил глаза, появляясь в каждом журнале рядом с роковой датой «1865 год».
И хотя Мария Федоровна впоследствии обрела свое семейное счастье с братом покойного цесаревича, и сама одевалась у Уорта, упускать шанс показать Габсбургам, что не простила обиды, она не собиралась. За несколько дней до праздника гофмаршал Владимир Оболенский лично объехал всех приглашенных на бал дам и сообщил одно обязательное условие: прийти необходимо было в бриллиантах и бальном платье…черного цвета. Все ж-таки траур, понимать нужно…
И этим условием императрицы, надо сказать, поставила великосветских дам в сложное положение, поскольку черных бальных, то есть декольтированных, платьев в те времена просто не существовало! Черное надевали на похороны, а это мероприятие, как известно, не требовало наличия декольте. Поэтом дамы в буквальном смысле завалили портних заказами.
А вы думали, что черное вечернее платье, этот эталон вкуса и стиля, был изобретен где-нибудь во Франции каким-нибудь великим кутюрье? Нет, в Петербурге, с подачи императрицы Марии Федоровны. Черные изысканные туалеты, да еще с бриллиантами произвели на балу небывалый эффект: современник сочли, что дамы еще никогда не выглядели столь привлекательно, столь изысканно, столь утонченно. Марию Федоровну сравнивали с «царицей ночи» и танцевали под Иоганна Штрауса.
Справедливости ради отмечу, что даже в России от «черного бала» были в восторге далеко не все, считая происходящее кощунством, поэтому некоторые приглашенные просто не пришли – в том числе, великая княгиня Елизавета Федоровна и ее сестра – юная Аликс, тоже будущая императрица. А вот государь, Александр III, позволил супруге вдоволь позлить Габсбургов. Назревал очередной балканский кризис, ведь отношения с Австрией еще со времен Николая I, оставляли желать лучшего.
Правда, прессу попросили о «черном бале» не писать, ведь все прочие, официальные, дипломатические формальности по поводу траура были соблюдены. Но политика политикой, а черные вечерние платья появились в женском гардеробе, именно благодаря этой истории.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!