Найти тему
Культурология для всех

На что похожа месопотамская легенда о потопе?

Добрый день! В этой публикации я продолжаю цикл лекций, посвященных древней Месопотамии. В прошлый раз мы поговорили о религии и мифологии, о богах и космологических представлениях древних шумеров.

Теперь речь пойдет о таком знаковом событии, которое присутствует в мифах народов на территории Месопотамии, как потоп.

Как я уже говорила, известно, что жители Междуречья делили свою историю на два периода: до потопа и после него. И к началу III тыс. до.н.э. как раз относят следы масштабного наводнения на этой территории. Я не буду сейчас углубляться в вопрос было ли это локальное наводнение и глобальный подъем вод, а остановлюсь на тексте, в котором рассказывается о потопе. Подобные истории есть в культурах разных народов, известно более 250 сказаний из разных регионов мира. При этом наиболее древними письменными источниками на эту тему являются именно месопотамские.

Из всех возможных вариантов я обращу ваше внимание на “Эпос о Гильгамеше”, или поэму “О всё видавшем”. Это одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире и самое крупное произведение, написанное клинописью. Эпос создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний в XVIII—XVII вв. до н.э.

Гильгамеш - реальный правитель города Урука (на территории современного Ирана) на рубеже XXVII - XXVI вв. до н.э. По легенде, он на две трети бог: его мама - богиня пастухов и стад - Нинсун, а папа - обожествленный правитель - Лугальбанда.

У него есть волшебный барабан, дающий власть над людьми. Мужчин своего города он отправляет работать, а женщин - в свою спальню. Людям это, конечно, не нравится, и они вопиют к богам.

Богиня-мать, услышав жалобы людей, создает дикого человека Энкиду. Гильгамеш желает с ним сразится, чтобы помериться силами. Поединок не выявляет победителя, соперники становятся друзьями и поселяются в царстком дворце. Однако Энкиду скучно там, и Гильгамеш придумывает развлечение: срубить священные кедры и убить чудище Хумбабу, которое их охраняет. Что они и сделали.

Залюбовавшись статью и красотой героя, богиня плодородия, любви и войны Иштар хочет выйти за него замуж, но Гильгамеш ей отказывает. Обиженная богиня требует от папы - бога неба Ану, наслать на город, которым управляет Гильгамеш, разрушительного быка. Обещает, что если папа не выполнит ее просьбу, то она поднимет из могил мертвецов, которые будут пожирать живых:

"Отец, создай Быка мне, чтоб убил Гильгамеша в его жилище,
За обиду Гильгамеш поплатиться должен!
Если же ты Быка не дашь мне --
Поражу я Гильгамеша в его жилище,
Проложу я путь в глубину преисподней,
Подниму я мертвых, чтоб живых пожирали,--
Станет меньше тогда живых, чем мертвых!"
Как услышал Ану эти речи,
Ее он уважил, Быка он создал,
В Урук с небес погнала его Иштар”

Обратите внимание, это одно из древнейших описаний зомби!

Вероятно, для Ану ее угроза показалась реальной, и он создал требуемого быка. Однако, с ним друзья справились.

Но боги разгневались на Гильгамеша за священные кедры и в наказание наслали смерть на Энкиду. Герой отправляется к Утнапишти, бессмертному человеку, на остров Дильмун, чтобы узнать как тот получил бессмертие.

Утнапишти рассказал, что после того как боги создали людей, те расплодились по всей земле, стали шуметь и мешать небожителям. Энлиль предложил уничтожить человечество, а другие боги его поддержали. Только Энке был против, но его заставили поклясться, что людям он ничего не расскажет. Для того чтобы не нарушить клятву, пришел Энке к Утнапишти и заговорил со стеной, предупреждая хозяина о грядущем потопе и советуя построить корабль-коробку:

“Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан, покрой его кровлей!”
-2

Дождь бушевал несколько дней. Когда море успокоилось Утнапишти причалил к горе и трижды выпускал птиц, чтобы понять открылась суша или нет. Потом вышел на берег, запалил жертвенный костер и

“Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву”

Они раскаялись в содеянном, а Энлиль даровал Утнапишти бессмертие.

Думаю Вы и сами заметили сходство этой истории с библейским рассказом про Ноя, описанным в книге Бытия. Эту книгу ученые датирую XV-VI вв. до н.э., а некоторые сужают рамки до двух веков - VI- V до н.э. В любом случае, поэма “О всё видавшем” оказывается гораздо старше.

Добавлю, что в завершении эпоса о Гильгамеше, жена Утнапишти уговорила мужа, рассказать герою о цветке бессмертия. Тот добывает цветок и решает искупаться, оставив добычу на берегу. Когда он выходит из воды, то видит как змея съедает цветок, сбрасывает шкуру и омолодившаяся уползает. Грустный Гильгамеш возвращается в родной Урук.

Когда бушующие волны потопа отступили, жизнь стала восстанавливаться на земле. Согласно еще одной легенде, после потопа царственность была ниспослана в город Киш, основателем династии стал царь Этана. Все бы у него было хорошо, но возникли проблемы с наследником, потому он очень хотел обрести “траву рождения”.

Однажды он наткнулся на гигантского орла, оставленного умирать в огромной яме. Дело в том, что ранее змей и орел пообещали богу солнца Уту хорошо относиться друг к другу, но однажды орел съел детенышей змеи. Тогда Уту приказал змее спрятаться в желудке мертвого быка, и когда орел прилетел поесть, змей его схватил и бросил в яму. Этану спас орла, причем, согласно легенде, это бог солнца привел его.

-3

Птица пообещала доставить царя на небо за нужным растением, но сначала Этана испугался и просил вернуться, а потом, вероятно, справился со страхом, потому что у него был наследник - Балих. Как вы понимаете, это миф о том как человек смог подняться к богам, т.е. смог совершить нечто невозможное. А я добавлю небольшой штрих о том, что в этом мифе есть переклички с историями об индийском орле Гаруде, ездовом животном бога Вишну, например, известна его вражда со змеями.

На этом мы сегодня остановимся. В следующей публикации нас ждет нашествие аккадцев на Месопотамию.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала