Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение 13.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ + Сочинение 13.2 по тексту А.Г. Алексина "В тот памятный день, когда Колька..."

Читаем и анализируем исходный текст:

-2
Голубым цветом выделены важные мысли, которые можно использовать как примеры-аргументы в рассуждении. Светло-серым цветом выделена цитата, которую нужно истолковать в задании 13.2
Голубым цветом выделены важные мысли, которые можно использовать как примеры-аргументы в рассуждении. Светло-серым цветом выделена цитата, которую нужно истолковать в задании 13.2

Знакомимся с заданием (скорее всего, вы выберете 13.3, поэтому начнём с него):

13.3   Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

  • Какие синонимы можно подобрать к слову "ответственность"?
  • Какой герой прочитанного текста обладает ответственностью? В чём это проявляется?
  • Кто, напротив, не способен нести ответственность за собственные поступки? Как мы можем понять это из поведения, поступков героев?
  • Какие герои прочитанных произведений (или люди из вашего окружения) наделены ответственностью или лишены этого качества? Благодаря каким поступкам можно сделать такие выводы?
  • Какую роль в жизни Кольки (и в вашей жизни / читательском опыте) играет ответственность за свои слова и поступки? Почему важно обладать этим качеством?

Оформим ответы на вопросы в виде схемы:

В первый пример-иллюстрацию (из прочитанного текста) можно отнести поступки Коли: в ответе за тех, кого приручил...
В первый пример-иллюстрацию (из прочитанного текста) можно отнести поступки Коли: в ответе за тех, кого приручил...
Или же, идя от обратного, рассказать в первом примере-иллюстрации (из прочитанного текста) о том, что такое отсутствие ответственности за свои поступки
Или же, идя от обратного, рассказать в первом примере-иллюстрации (из прочитанного текста) о том, что такое отсутствие ответственности за свои поступки

Пример сочинения 13.3

Ответственность — это нравственное качество сильного и зрелого человека. Она выражается в способности признать свои ошибки, быть готовым раскаяться в них и мужественно справиться с последствиями. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

В тексте А.Г. Алексина описан печальный случай. Родные Кольки не были готовы следить за его любимой чайкой, и во время отсутствия мальчика птица погибает. Колька надеялся на помощь родных, поддержку его увлечения, но до его отъезда ни один человек не сказал ему о том, что за чайкой никто не собирается ухаживать. Когда мальчик возвращается из лагеря, вся семья боится прямо сказать ему о случившемся, признать свою вину в гибели птицы и попросить прощения. Поступки отца Кольки, его мачехи, Елены Станиславовны, и её дочери Нели говорят о безответственном отношении к близкому человеку, а их жестокое равнодушие приводит к разладу внутри семьи.

К счастью, в русской литературе можно найти множество героев, способных отвечать за свои слова и поступки. Так, для Петра Гринёва и Маши Мироновой из романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" недопустимым, бесчестным поступком была присяга Пугачёву — мятежнику, захватившему Белогорскую крепость. Оба героя под страхом смерти отстаивают свои убеждения, сохраняют верность законной власти императрицы. Честного человека, ответственного не только за свои поступки, но и за слова, отличает мужество и стойкость: потому Петру и Маше удалось с достоинством преодолеть жизненные испытания, не стыдиться за свою слабость и трусость.

Таким образом, ответственность напрямую связана с понятием чести. Этими качествами может обладать только по-настоящему мужественный человек: чтобы признать свои ошибки, отстоять убеждения и избежать мук совести, необходима сила духа.

-6

13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «До сих пор Елена Станиславовна молчала. В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй  — значит, разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими».

В составленной схеме уже есть характеристика Елены Станиславовны:

Из перечисленных характеристик составляем два примера-иллюстрации:
Из перечисленных характеристик составляем два примера-иллюстрации:

Пример сочинения 13.2

Предложенный для анализа фрагмент текста А.Г. Алексина я понимаю так: Елена Станиславовна стыдится своих поступков, потому что понимает, насколько несправедлива была к неродному сыну. Однако изменить своё поведение, извиниться перед мальчиком, начать уважать его наравне с родной дочерью она не готова. Докажу эту мысль примерами из текста.

Елена Станиславовна действительно стыдится из-за гибели чайки и из-за равнодушного отношения к Кольке. В предложении 17 описана неуверенность женщины, её смущение, когда она видит вернувшегося мальчика и понимает, что сейчас откроется их жестокий поступок. В момент, когда отец Кольки признаётся в гибели птицы, она молчаливо опускает голову (предложение 56). Её поведение говорит о том, что женщина испытывает вину перед неродным сыном и понимает, что поступает неправильно.

Однако эти чувства остаются в глубине души Елены Станиславовны. Хотя она осознаёт собственную несправедливость, её слова и поступки демонстрируют любовь лишь к родной дочери. В предложениях 8-10 показано, что стремление создать для обоих детей равные условия на деле не удавалось воплотить. Жизнь всей семьи была сосредоточена вокруг Нели, её увлечений и капризов. Именно поэтому пианино Нели занимает всю комнату (предложение 7), а мешающая музыкальным занятиям птица остаётся без ухода и погибает. Судя по всему, женщине не удалось принять и полюбить неродного сына, и она стремится оправдать собственное равнодушие и жестокость дочери.

Таким образом, Елена Станиславовна осознаёт свою неправоту, но не может признаться в ней, попросить у Коли прощения за несправедливые поступки. Ей стыдно и неприятно, но лишь "в глубине души": на деле Елена Станиславовна во всём винит неродного сына, оправдывая себя и собственную дочь.

-8

Другие сочинения по этому тексту А.Г. Алексина:

📝 Буду рада вашей подписке! Так вы не пропустите новые полезные материалы и готовые сочинения)