Читаем и анализируем исходный текст:
Знакомимся с заданием (скорее всего, вы выберете 13.3, поэтому начнём с него):
13.3 Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
- Какие синонимы можно подобрать к слову "ответственность"?
- Какой герой прочитанного текста обладает ответственностью? В чём это проявляется?
- Кто, напротив, не способен нести ответственность за собственные поступки? Как мы можем понять это из поведения, поступков героев?
- Какие герои прочитанных произведений (или люди из вашего окружения) наделены ответственностью или лишены этого качества? Благодаря каким поступкам можно сделать такие выводы?
- Какую роль в жизни Кольки (и в вашей жизни / читательском опыте) играет ответственность за свои слова и поступки? Почему важно обладать этим качеством?
Оформим ответы на вопросы в виде схемы:
Пример сочинения 13.3
Ответственность — это нравственное качество сильного и зрелого человека. Она выражается в способности признать свои ошибки, быть готовым раскаяться в них и мужественно справиться с последствиями. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В тексте А.Г. Алексина описан печальный случай. Родные Кольки не были готовы следить за его любимой чайкой, и во время отсутствия мальчика птица погибает. Колька надеялся на помощь родных, поддержку его увлечения, но до его отъезда ни один человек не сказал ему о том, что за чайкой никто не собирается ухаживать. Когда мальчик возвращается из лагеря, вся семья боится прямо сказать ему о случившемся, признать свою вину в гибели птицы и попросить прощения. Поступки отца Кольки, его мачехи, Елены Станиславовны, и её дочери Нели говорят о безответственном отношении к близкому человеку, а их жестокое равнодушие приводит к разладу внутри семьи.
К счастью, в русской литературе можно найти множество героев, способных отвечать за свои слова и поступки. Так, для Петра Гринёва и Маши Мироновой из романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" недопустимым, бесчестным поступком была присяга Пугачёву — мятежнику, захватившему Белогорскую крепость. Оба героя под страхом смерти отстаивают свои убеждения, сохраняют верность законной власти императрицы. Честного человека, ответственного не только за свои поступки, но и за слова, отличает мужество и стойкость: потому Петру и Маше удалось с достоинством преодолеть жизненные испытания, не стыдиться за свою слабость и трусость.
Таким образом, ответственность напрямую связана с понятием чести. Этими качествами может обладать только по-настоящему мужественный человек: чтобы признать свои ошибки, отстоять убеждения и избежать мук совести, необходима сила духа.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «До сих пор Елена Станиславовна молчала. В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит, разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими».
В составленной схеме уже есть характеристика Елены Станиславовны:
Пример сочинения 13.2
Предложенный для анализа фрагмент текста А.Г. Алексина я понимаю так: Елена Станиславовна стыдится своих поступков, потому что понимает, насколько несправедлива была к неродному сыну. Однако изменить своё поведение, извиниться перед мальчиком, начать уважать его наравне с родной дочерью она не готова. Докажу эту мысль примерами из текста.
Елена Станиславовна действительно стыдится из-за гибели чайки и из-за равнодушного отношения к Кольке. В предложении 17 описана неуверенность женщины, её смущение, когда она видит вернувшегося мальчика и понимает, что сейчас откроется их жестокий поступок. В момент, когда отец Кольки признаётся в гибели птицы, она молчаливо опускает голову (предложение 56). Её поведение говорит о том, что женщина испытывает вину перед неродным сыном и понимает, что поступает неправильно.
Однако эти чувства остаются в глубине души Елены Станиславовны. Хотя она осознаёт собственную несправедливость, её слова и поступки демонстрируют любовь лишь к родной дочери. В предложениях 8-10 показано, что стремление создать для обоих детей равные условия на деле не удавалось воплотить. Жизнь всей семьи была сосредоточена вокруг Нели, её увлечений и капризов. Именно поэтому пианино Нели занимает всю комнату (предложение 7), а мешающая музыкальным занятиям птица остаётся без ухода и погибает. Судя по всему, женщине не удалось принять и полюбить неродного сына, и она стремится оправдать собственное равнодушие и жестокость дочери.
Таким образом, Елена Станиславовна осознаёт свою неправоту, но не может признаться в ней, попросить у Коли прощения за несправедливые поступки. Ей стыдно и неприятно, но лишь "в глубине души": на деле Елена Станиславовна во всём винит неродного сына, оправдывая себя и собственную дочь.
Другие сочинения по этому тексту А.Г. Алексина:
📝 Буду рада вашей подписке! Так вы не пропустите новые полезные материалы и готовые сочинения)