Побуждая народ Иудеи завершить строительство храма, Аггей приблизительно за четыре месяца возвестил им четыре пророчества. Целью каждого пророчества было справиться с конкретной проблемой в иудейской общине, которая стояла на пути поставленной задачи. В двух случаях Аггей сам называет проблему, а в двух других содержание вести косвенно указывает на препятствие, мешавшее работе. Эти четыре (выраженные явно или неявно) препятствия позволяют составить естественный план книги.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА И СИТУАЦИЯ
"Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господа через Аггея, пророка, к Зоровавелю, сыну Салафиила, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседека, великому иерею. Так сказал Господь Саваоф: «Народ этот говорит: “Не пришло ещё время, не время строить дом Господень”»" (Агг. 1:1, 2).
Одной помехой на пути к завершению строительства было мышление иудеев, которые думали, что время для восстановления храма неподходящее. Эти два стиха знакомят читателя с темой книги, отвечая на три вопроса о первом пророчестве Аггея.
Стих 1. Когда? Текст начитается с указания даты первого пророчества Аггея, пророка. Первое откровение Бога пророку было «во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца». Дарий стал царём Персии в 522 г. до н.э., так что эту весть следует датировать примерно 29 августом 520 г. до н.э. Поскольку у иудеев не было своего царя, то свои события они датировали, ориентируясь на иностранных царей, которые управляли ими. Ричард Вулф отмечает, что этот вступительный стих напоминал иудеям, что «они ещё не полностью восстановлены».
«В первый день месяца» иудеям было предписано соблюдать святой день новомесячия. В такой день сердца народа могли быть обращены к Господу, и им было легче принять весть Аггея. Джойс Болдуин считает, что этот день «был тем случаем, когда можно было надеяться быть благосклонно выслушанным этой сельской общиной, поскольку в Иерусалиме проходили празднества».
Кто? Источником вести был Господь. Как и другие пророки, Аггей заявляет, что говорит слово Бога. Бог передавал Свою весть через пророка Аггея, который вместе с Захарией играл важную роль в книге Ездры. Считается, что эти два пророка побудили иудеев возобновить строительство храма (Езд. 5:1, 2; 6:14).
Весть была в первую очередь адресована «Зоровавелю… правителю Иудеи», а также «Иисусу… великому иерею», — двум вождям возвратившихся иудеев. Можно сказать, что Зоровавель был представителем высшей гражданской власти, а Иисус — высшей религиозной власти. Этих руководителей нужно было заинтересовать в скорейшем завершении работ, чтобы они, в свою очередь, могли мотивировать народ.
Возможно, Зоровавель также был известен под именем «Шешбацар» или мог быть правителем, сменившим Шешбацара. Правителем его поставил персидский царь. Будучи внуком царя Иехонии, он принадлежал к роду Давида. Его имя встречается в родословной Иисуса (Мф. 1:12). Но возникает одна проблема: Зоровавель назван сыном Салафиила, однако в 1 Пар. 3:19 сказано, что он сын Федаии, третьего сына Иехонии, а не Салафиила, его старшего сына. Были предложены два возможных разрешения этой проблемы. Одно — что Салафиил мог усыновить своего старшего племянника Зоровавеля, который с того времени стал носить его имя. И другое — что Зоровавель родился у вдовы Салафиила в левиратном браке (когда вдова выходит замуж за брата своего покойного мужа).
Иисус назван сыном Иоседека. Это также делает его внуком Сераии, первосвященника, взятого в вавилонский плен (4 Цар. 25:18; 1 Пар. 6:14).
Стих 2. Что? Содержание вести сосредоточено на восстановлении храма. Храм был разрушен Навуходоносором около 586 г. до н.э., когда вавилоняне завоевали Иудею и увели иудеев в плен. Когда в 538 г. до н.э. Кир Великий разрешил иудеям вернуться в свою землю, они вскоре начали строить храм, заложив его основание. Однако поселившийся в той земле народ стал препятствовать им, и строительство остановилось почти на шестнадцать лет (Езд. 4:4, 5).
Уиллис приводит следующие причины, почему работа над храмом не возобновлялась в течение всех этих лет. (1) Иудеи боялись самарян (2:4, 5). (2) Их больше интересовали собственные дела, нежели Божьи. (3) Они привыкли медлить с делами. (4) Они эгоистично относились к своему имуществу. (5) Они не считали строительство храма настолько важным, чтобы жертвовать своим временем и силами.
Во время служения пророка Аггея Бог решил, что пришло время завершить начатое строительство. Однако иудеи не были готовы к возобновлению работ. Они говорили, что «не пришло ещё время, не время строить дом Господень». Некоторые полагают, что иудеи могли думать, что ещё не исполнились «семьдесят лет» пророчества Иеремии (Иер. 25:11, 12; 29:10), поэтому и говорили, что для восстановления храма время ещё не настало. Однако другие эту мысль подвергают сомнению. Например, Кэрролл Штульмюллер пишет: «Крайне сомнительно, чтобы иудеи когда-либо так буквально истолковывали пророчество Иеремии». Реальную причину нежелания народа продолжать работы позже называет сам пророк Аггей: иудеев больше интересовало другое — их собственные дома, а не дом Божий (1:4).
УВЕЩЕВАНИЕ ПРОРОКА: «СТРОЙТЕ ХРАМ!»
"И было слово Господа через Аггея, пророка: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом этот в запустении?» Поэтому ныне так говорит Господь Саваоф: «Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьёте, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька». Так говорит Господь Саваоф: «Обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите деревья, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, — говорит Господь. — Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то Я развею. За что? — говорит Господь Саваоф. — За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Поэтому-то небо заключилось и не даёт вам росы и земля не даёт своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд»" (Агг. 1:3–11).
Стихи 3, 4. Иудеи говорили, что ещё не пришло время строить храм (1:2). Господь ответил им в той же манере, спросив, а им «самим время жить в домах [своих] украшенных, тогда как дом [Господа] в запустении?» Вопрос, конечно, риторический; очевидный ответ — «Нет!» Народу не следовало строить себе дома и жить в роскоши, оставив при этом Божий дом в руинах.
Как можно говорить, что иудеи жили в «украшенных домах» и в то же время испытывали трудности, о которых говорится в 1:6–11? Вот возможные ответы. (1) Некоторые жили в «украшенных домах», в роскоши, пренебрегая при этом Господом, а другие страдали. (2) Люди построили свои «украшенные дома» в добрые времена, а потом времена ухудшились (хотя народ и не голодал).
Стих 5. Пророк использует метод «награда/наказание», дабы побудить народ исполнить Божье повеление. Чтобы помочь народу увидеть ошибочность своего поведения, он дважды говорит: «Обратите сердце ваше на пути ваши» (1:5, 7; см. 2:15, 18). Это буквальный перевод еврейской идиомы, которая означает «посмотрите, как вы живёте» (Российское Библейское Общество). В этих стихах Аггей просит народ «задуматься о своих путях» (Восстановительный Перевод), о том, как Господь уже наказывал их.
Стих 6. Их жизнь и работа была неудовлетворительной. Поэтому и урожай был бедным; Поэтому ели и пили они не в сытость, вроде бы и одевались, но не согревались, вроде бы и плату за работу получали, но всё куда-то девалось: «зарабатывали для дырявого кошелька». Их доход, похоже, быстро улетучивался. Наверное, народ не мог что-то сэкономить в результате вздутых цен. Их нерадивое отношение к дому Господа побудило Бога наказать их — или, как минимум, лишить благословения. Когда из-за непослушания иудеев Бог не стал благословлять их, Он действовал в соответствии с благословениями и проклятиями, прописанными в законе Моисея (Лев. 26; Втор. 27; 28).
Стихи 7, 8. Что могло решить их проблему? Аггей говорит: «Стройте храм», — и тогда народ будет вознаграждён. Он снова побуждает их обратить своё сердце на пути свои — хорошенько подумать над тем, что они сделали и что им нужно сделать. Он передаёт Божье повеление взойти на гору и носить деревья с гор, то есть начинать делать дело. Если они так поступят, то Бог будет благоволить к храму и прославится.
То, что иудеям надо было «носить деревья», чтобы «строить храм», возможно, было сказано со значением. Когда храм был разрушен, старое каменное основание не должно было пострадать, как и огромные камни, из которых была построена большая часть внешних стен. Всё сгорело, а камни, видимо, были выбиты или сдвинуты с места, но с этого уже можно было начинать. Им нужны были «деревья», чтобы заменить ими то, что сгорело, и повторно отделать храм, как только камни будут возвращены на свои места. Иными словами, когда иудеи принялись за восстановление храма, им не нужно было начинать с нуля. Болдуин обращает внимание на предлог «в» в 1:14 («в доме Господа») как указание на то, «что каркас здания сохранился».
Что это за «гора» (в других переводах «горы»), о которой идёт речь? (1) Данный термин указывает на окружающие Иерусалим иудейские холмы в качестве источника лесоматериалов. Там действительно можно было найти несколько видов деревьев, включая маслину, мирт и пальму (Неем. 8:15). Если это так, тогда деревья с иудейских холмов могли дополнить кедровые брёвна, которые уже получили из Ливана (Езд. 3:7). Более длинные кедровые брёвна, наверное, необходимо было использовать для стропильных балок, как это, кстати, сделал и Соломон при строительстве первого храма (3 Цар. 5:1–10). (2) Если же кедр, полученный для второго храма, был уже использован людьми в своих частных «украшенных домах», тогда слово «гора», возможно, указывает на Ливан. Им в таком случае придётся вернуться туда, чтобы добыть ещё кедровых брёвен.
Стих 9. Господь опять говорит о последствиях того, что народ не ставит Его на первое место. Они получали мало пользы от своих трудов. Идя убирать зерно, они ожидали, что будет хороший урожай, но собирали мало; потом, когда они приносили собранное домой, Бог всё развеивал. Почему? Потому что Божий дом лежал в запустении, тогда как все иудеи бежали каждый к своему дому. Народ спешил заниматься своими делами, игнорируя необходимость позаботиться о Божьем доме.
В Новом Русском Переводе сказано «каждый из вас заботится лишь о своем доме». «Бежите» — буквальный перевод глагола руц. Очевидно, смысл такой, что люди так были заняты, спеша к своим домам, занимаясь своими делами, что у них не оставалось времени для Господнего дела. В Российском Библейском Обществе даётся такой перевод: «Мой дом — в запустении, а вы о своих хлопочете».
Стихи 10, 11. Чтобы наказать народ за эгоизм, Господь послал засуху, которая повлияла на всё, что производит земля (на хлеб, виноградный сок и елей), а также на скот и на человека со всем его ручным трудом.
Весть Аггея давала понять, что, как и предусматривал завет, если иудеи будут ставить Бога на первое место, то народ будет благоденствовать. Все их проблемы происходили от пренебрежительного отношения народа к Божьему дому.
ОТВЕТ НАРОДА: ПОСЛУШАНИЕ И БЛАГОГОВЕНИЕ
"И послушались Зоровавель, сын Салафиила, и Иисус, сын Иоседека, и весь прочий народ гласа Господа, Бога своего, и слов Аггея, пророка, как посланного Господом, Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал народу: «Я с вами! — говорит Господь». И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиила, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседека, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария" (Агг. 1:12–15).
Стих 12. Во второй части главы 1 сообщается о реакции народа на весть, которую Бог передал через Аггея и которую выслушали Зоровавель, Иисус, а потом и народ. Как свидетельствует Библия, люди почти всегда игнорировали или отвергали обращённую к ним весть большинства пророков — но не весть Аггея! В данном случае оба руководителя, как и «весь прочий народ» (ссылка на иудеев, вернувшихся из плена), услышали слова Аггея и «послушались… гласа Господа, Бога своего».
Ссылка на «весь прочий народ» (в Восстановительном Переводе «весь остаток народа») в книгах Аггея и Захарии может говорить об исполнении пророчеств Исаии о возвращении остатка (Ис. 10:21; 11:11). Учитывая, что слово «возвращаться» (шуб) в еврейском языке также означает «каяться», может быть важно, что в книге Аггея словом «остаток» возвратившиеся иудеи названы тогда, когда они «послушались гласа Господа, Бога своего».
Проявив послушание, народ убоялся Господа. «Убояться» Бога не значит «страшиться», «ужасаться»; это слово предполагает почитание и благоговение и придаёт соответствующее выражение духу истинной религии в Ветхом Завете.
Стихи 13–15. В книге сказано, что «в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария» — чуть более чем через три недели после вести, записанной в этой главе (1:1), — люди «стали производить работы в доме Господа». Что же произошло за три недели? Некоторые считают, что, когда люди впервые услышали слово Аггея и «убоялись Господа» (1:12), они стали убирать мусор и собирать материалы для строительства. Спустя три недели Аггей снова обратился к народу, призвав их завершить работу и передав им добрую весть: «Я с вами! — говорит Господь». Если Бог с ними, их не победить; они обязательно добьются успеха! Этим ободрением «возбудил Господь дух» и руководителей и народа, и работа по строительству началась.
Другое возможное объяснение — что процесс проповеди Аггея и благосклонной реакции народа продолжался дольше, завершившись только через три недели или около того. В таком случае рассказ в книге Аггея представляет собой правдивое, но сокращённое сообщение о том, что произошло: Аггей пророчествовал в течение трёх недель; по окончании этого времени он сказал: «Господь с вами!»; после этого иудеи, которые благосклонно восприняли его проповедь, начали, будучи мотивированы ею, делать то, что велел им делать Господь.
Тот факт, что «дух» иудеев «возбудил Господь», подчёркивает, что эффект проповеди Аггея не должно относить на счёт пророка. Это Бог Своим словом, речённым через пророка, воздействовал на дух восприимчивых слушателей Аггея, произведя желаемые результаты.