От Чивыркуйского пролива, за которым байкальский мыс Святой Нос ещё несколько лет назад был островом, теперь остался мелководный Чивыркуйский залив - чуть меньше Баргузинского по площади, на Байкале он самый длинный: примерно 27 на 10 километров.
Что здесь - иной Байкал, чем с южной стороны, понятно уже из названия: не бурятского, а эвенкийского - дословно Червячий залив, по сути скорее Извилистый. На его берегу стоят три рыбацкие деревеньки, зародившиеся как тони (промысловые участки) Посольского монастыря, но давно уже ставшие скоплениями турбаз и мини-отелей.
Самый дальний пункт большинства экскурсий, конец лёгкой дороги - Монахово с целым путеводителем по Забайкальскому нацпарку на инфостендах и целым портом у причалов, где в ожидании туристов стоят десятки катеров. Масштаба очень разного - от бывших сейнеров для пассажиров "Спринтера" до скоростных лодок под легковушку или минивэн. Последние берут что-то около 8 тыс. рублей за рейс до Змеёвой бухты.
Поодаль под скалой - ещё один кемпинг: мелководный (не более 20 метров) и изолированный Чивыркуйский залив (может, наряду с какими-то бухтами Малого моря) слывёт самым тёплым местом Байкала:
За эту скалу, раздав спасжилеты и рассадив по развесовке, рулевой и повёл скоростной катер. На заднем плане - высочайшая тут гора Маркова: Святой Нос имеет ярко выраженную грибовидную форму с "ножкой" перешейка, так что от въезда в нацпарк мы глядели поперёк "шляпки", а отсюда - вдоль.
Большая часть кадров Чивыркуя - с обратного пути, когда чуть распогодилось, так что не обращайте внимания, нос катера на переднем плане или волны за его кормой. Виды по умолчанию - в сторону выхода из залива. Дальше по его берегам стоит ещё пара деревенек, с суши доступных только на внедорожнике. Катунь на одноимённом мысу:
И Курбулик в бухте за ним. Последний - хоть и с электричеством на пару часов в день от динамо-машины, а всё же настоящее село с сотней жителей, "столица" Святого Носа. Вон даже часовня видна у дороги, но чём живёт таёжный люд в ЗАПОВЕДНОМ Подлеморье - остаётся только догадываться.
Название Курбулик обычно (и неверно!) переводят с эвенкийского как Покойники, дополняя страшной историей о том, как неопытные рыбаки наелись тут жирной осетрины, и запив её студёной водой из Байкала, умерли в страшных мучениях от заворота кишок. С другой стороны - весьма доходчивый способ во времена монастырский тоней объяснить наёмным работникам, чего не надо делать, ну а теперь и осетрины уже не поесть.
Тем не менее, некромантской топонимики вокруг действительно хватает: вот на переднем плане мыс Покойники, а вдали на фоне длинного Курбуликского мыса белеет остров Покойницкий камень, к которому мы ещё подойдём.
Пока полюбуемся каким-то ещё неопознанным камнем:
И другими островами Чивыркуя. Вот например длинный Бакланий остров на фоне Баргузинского хребта примерно напротив Катуни:
Ещё пара показываются впереди у Онгоконского мыса (длинный ближе) и мыса Фертик (высокий дальше) на выходе из Чивыркуйского залива:
Ближе - Малый Калтыгей, или просто Голый:
Дальше - соответственно, Большой Калтыгей, или Лохматый. Оба примечательны обилием птиц:
Тем временем наш катер, обогнув мыс Курбулик, входил в просторную Змеёвую бухту на фоне полуторакилометровых вершин:
На дальнем берегу которой издали заметна жизнь. В домике на сваях сидит егерь, проверяющий пропуска заповедника и продающий сувениры, а ближе... вот этот кадр я снял в пол-второго уже перед самым отходом - наш водитель построил маршрут так, что мы двигались чуть позже всего турпотока.
А около полудня, когда мы причалили, сюда перекочевал словно весь порт Монахово, и набережная своей толчеёй напоминала базар:
Змеёвая бухта - не столько про красивые берега, сколько про аршаны: тут находится сульфатно-гидрокарбонатный источник с парой купелей: в одной вода прямо из недр с температурой 42 градуса, в другой, разбавленная Байкалом - чуть прохладнее. В срубных бадьях народ набивался как сельдь на засолку:
Помимо катера, сюда можно дойти и пешком - от Монахово тропкой вдоль берега около 20 километров. Изначально она, как и Тропа Испытаний, была частью проекта Большой Байкальской тропы вокруг всего озера, воплощённого дай бог на несколько процентов. Но в итоге обе тропы Святого Носа забрал себе Забайкальский нацпарк:
Мы прошли по ней пару сотен метров, полюбовались безлюдной оконечностью бухты:
Да звериными следами на земле:
В самой бухте живность представлена единственной Лисичкой, которая давным-давно стала местной достопримечательностью и разве что пока не догадалась, что лучше будут угощать, если даваться погладить:
Хитрющая рыжая морда!
-Эй, слышь, двуногий на своей железной вонючке! Завтра тащи сосисок, воблы, бородинского хлеба и зефир в шоколаде побольше! А сыр не привози, я тебе что, крыса что ли какая?!
Впрочем, у Лисички есть конкуренты на уже нам знакомом Покойницком камне:
Конечно же, это чайки, кормление которых заранее выданным хлебом - часть водной экскурсии.
Одну я подманил в кадр, и лишь как она хлеб выхватывает - не успел заснять: