Найти тему
Гринкран

Ловцы ветра: строительство ветряной электростанции на берегу Азовского моря

 Фото пресс-службы "ЭЛ-5-Энерго"
Фото пресс-службы "ЭЛ-5-Энерго"

Если вы хоть раз бывали на Азовском море или в Ростовской области, то наверняка обращали внимание на частые ветра в степи. Этот район России оказался идеальным местом не только для отдыха, туризма и земледелия, но и для основания ветряной электростанции — Азовской ВЭС. Рассказываем, как её строили прямо над морским берегом и как она работает сегодня.

Поймать ветер на лопасть

Азовская ВЭС — наслаждение для глаз перфекциониста. Ровные ряды изящных белых мачт на фоне зеленых и желтых квадратов засеянных полей — всего 26 ветряных турбин. Если смотреть издалека или с высоты, кажется, что они маленькие: будто воткнули в землю детские ветряки-вертушки. На самом деле каждый высотой с десятиэтажный дом.

фото пресс-службы "ЭЛ-5-Энерго"
фото пресс-службы "ЭЛ-5-Энерго"

Медленно вращающиеся лопасти ветрогенераторов могут вырабатывать порядка 320 ГВт⋅ч в год. Это значит, что в атмосферу не попадёт около 260 000 тонн углекислого газа. Поэтому ветряную энергетику называют зелёной.

Не использовать такой дар природы — постоянный ветер в этом регионе — было бы неразумно. В 2020 году Ростовская область вышла на первое место по установленной мощности ветрогенерации среди регионов России.

Около 20% всей потребляемой в Ростовской области электроэнергии сегодня получено от возобновляемых источников.

Азовская ВЭС — не самая большая в регионе, но, безусловно, самая живописная: она расположена в селе Маргаритово на берегу Таганрогского залива, на территории бывшей игорной зоны “Азов-Сити”.

Фото с официального портала Правительства Ростовской области. Вид на Азовскую ВЭС с моря
Фото с официального портала Правительства Ростовской области. Вид на Азовскую ВЭС с моря

В 2018 году соглашение о строительстве было подписано на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатором Ростовской области Василием Голубевым и генеральным директором итальянской компании ПАО “Энел Россия” Карло Палашано Вилламанья (в 2022 году компания переименована в “ЭЛ5-Энерго”). Закладка первого камня состоялась 23 мая 2019 года, а через несколько дней началось строительство.

Но что значит — построить ветропарк на территории в 133 Га, среди сельских угодий и плодородных полей, сохранив их, то есть, там, где нет проложенных дорог и площадок для оборудования и техники?

Рабочий автомобиль компании GREENKRAN на въезде в Азов
Рабочий автомобиль компании GREENKRAN на въезде в Азов

Столь сложный проект был бы невозможен без применения тяжелых гусеничных кранов. В строительстве Азовской ВЭС использовались краны Liebherr грузоподъемностью 350 и 750 тонн российской компании GREENKRAN.

Игры со стихией

Строительство и домов, и больших промышленных объектов — мостов, электростанций, плотин — похоже на сборку конструктора LEGO. В прошлой публикации мы рассказывали, как краны компании GREENKRAN участвовали в возведении железнодорожного моста через реку Тулома, который соединил сеть РЖД с мурманскими портом “Лавна”.

Мост строили без русловых опор, монтируя многотонные элементы прямо над водой. При строительстве ветропарка сложности другие — самая тяжелая часть ветряка находится наверху, на высоте около ста метров. А сама опора узкая, полая. Осложняет работу постоянный ветер.

Строительство железнодорожного моста через реку Тулома в Мурманске с помощью гусеничных подъемных кранов компании GREENKRAN
Строительство железнодорожного моста через реку Тулома в Мурманске с помощью гусеничных подъемных кранов компании GREENKRAN

“Мы очень зависим от ветра, от дождя, а на море метеоусловия могут меняться очень быстро. Несмотря на то, что выбирали для строительства наименее ветреный сезон, с июля по ноябрь, всё равно случалось, что нам приходилось простаивать и ждать благоприятную погоду”, — рассказывает старший механик компании GREENKRAN Александр Поляков.

Он — тот человек, который приезжает на объект первым и уезжает одним из последних. Простои из-за погоды, по его словам, — самая неприятная, но неизбежная ситуация при строительстве любого объекта.

— Мы не просто следим за метеосводками. Есть четкая инструкция, техника безопасности. Наши краны оснащены анемометрами, проще говоря — датчиками ветра. Анемометр определяет скорость ветра. Как только она превышает допустимую, мы не можем работать. Например, монтаж лопастей запрещен при скорости ветра больше 10 м/сек. Если все идёт хорошо, с погодой нет проблем, то одну турбину с опорой мы можем построить за четыре смены, — объясняет Александр.

Краны заезжают не в чистое поле, а когда уже залиты основания будущих турбин. Фундамент должен быть очень крепким, чтобы опора выдерживала порывы стихии.

Сначала для фундамента готовят площадку: при необходимости взрывают динамитом грунт, работают экскаваторы. Роют котлован для прокладки тяжелых электрических кабелей, которые впоследствии будут передавать электричество. Одна турбина может генерировать примерно 8 МВт⋅ч — такое количество потребляет около тысячи домов в год.

Круглый фундамент заливают бетоном, выводя в середине кабели, затем монтируют анкерную клетку — каркас, который соединяет опору турбины с фундаментом и обеспечивает её устойчивость. Вокруг каркаса возводится стержневая конструкция, напоминающая сетчатый купол. Она также заливается бетоном. Готовый фундамент засыпают слоем грунта. И только после этого можно монтировать опору генератора.

Кран GREENKRAN монтирует опору ветрогенератора будущей ВЭС. Чтобы машина могла поднимать большие грузы, её оснащают системой противовесов (на фото — над левой гусеницей крана).
Кран GREENKRAN монтирует опору ветрогенератора будущей ВЭС. Чтобы машина могла поднимать большие грузы, её оснащают системой противовесов (на фото — над левой гусеницей крана).

Гусеничные подъемные краны к этому моменту уже готовы к работе. Их заранее привозят на стройку в разобранном виде на нескольких тралах, а затем двое суток собирают на стапеле: многотонная техника может продавить мягкий грунт, поэтому для неё делают специальную укреплённую площадку.

Сначала кран собирает опору турбины: она похожа на полую высокую трубу и состоит из трех частей, которые скрепляются с помощью болтов.

Кран компании GREENKRAN устанавливает первый ярус опоры ветротурбины
Кран компании GREENKRAN устанавливает первый ярус опоры ветротурбины

— Задача GREENKRAN — полный монтаж опоры и турбины, — объясняет Александр Поляков. — Первые две секции мы устанавливали краном грузоподъемностью 350 тонн. Третью, последнюю, на которую крепится гондола с внутренним наполнением — редуктором, генератором, трансформатором, скоростным валом и другим оборудованием, — поднимает 750-й кран”.

Всё вращается…или как это работает

Ветряная турбина использует для своей работы движение ветра и сначала преобразует его в механическую энергию, а затем в электрическую. Попадая на лопасти, ветер начинает их вращать. Это заставляет вращаться внутренний вал турбины, который соединяется с редуктором. Редуктор увеличивает скорость вращения вала. Он, в свою очередь, подключён к генератору. Ротор генератора тоже вращается и вырабатывает трёхфазный переменный ток. Но это ещё не то электричество, которое годится для нужд человека. Его необходимо преобразовать. Для этого в конструкции установлен контроллер: он преобразует переменный ток в постоянный. От него заряжаются аккумуляторы. Пройдя через батареи, ток поступает на инвертор прибор, который преобразует снимаемый с аккумулятора постоянный ток в переменный и делает приемлемым для работы электроприборов.

Мельницы XXI века

Собрать конструкцию может “от” и “до” и кран грузоподъемностью 750 тонн. Но так выйдет дороже для заказчика, потому что чем мощнее кран, тем выше стоимость его аренды. При строительстве Азовской ВЭС 750-й использовали не из-за силы, а из-за высоты стрелы: он способен поднять груз на 105 метров, 350-й — почти на 80 метров.

Кран Liebherr LR-1750 во время работы.
Кран Liebherr LR-1750 во время работы.

Поэтому работа велась по принципу конвейера: кран грузоподъемностью 350 тонн собирал первый и второй ярусы опоры, а самый высокий, третий ярус поднимал Liebherr LG 1750. Он же помогал монтировать гондолу с оборудованием, а позже — крылья.

В это время 350-й сам (благодаря гусеницам машина может двигаться даже по грунту, несмотря на большой вес), переезжал к следующему ветряку и монтировал первый и второй ярус там. И так, по цепочке, строился весь парк.

От высоты мачты ветряка зависит ключевой параметр эффективности ВЭС — выработка генератора. Высота современных ветростанций варьируется от 70 до 100 метров, это примерная высота Спасской башни в Москве (71 метр) или статуи Свободы в Нью-Йорке, (если считать от основания постамента до кончика факела, это 93 метра).

Длина лопастей ветротурбины лишь немного меньше длины опоры
Длина лопастей ветротурбины лишь немного меньше длины опоры

Большое значение имеет размер лопастей ветровой турбины. Чем они тоньше и легче, тем больше энергии вырабатывает генератор.

По этому принципу строили мельницы ещё в средневековье. Помните иллюстрации к “Дон Кихоту”? Или гравюры с изображением голландских мельниц? Их лопасти не сплошные, а сколочены из реек, потому кажутся воздушными, легкими, ажурными. Кстати, по той же причине “кружевными” делают стрелы подъемных кранов.

Картина "Мельница в Вейк-Бей-Дуурстеде" художника Якоба Исакса ван Рёйсдала, 1668-1670 гг. Рейксмузей, Амстердам, Нидерланды
Картина "Мельница в Вейк-Бей-Дуурстеде" художника Якоба Исакса ван Рёйсдала, 1668-1670 гг. Рейксмузей, Амстердам, Нидерланды

Первые мельницы строили с фиксированными башнями, но уже к XVI веку голландцы смекнули, что поворотная башня позволяет мельнице работать гораздо эффективнее. Сегодняшние ветротурбины также могут поворачиваться, следуя за ветром. Только их работу контролирует компьютер, а не смотритель мельницы.

Самих лопастей на современных ветростанциях, в отличие от старинных мельниц, убавилось на одну: с тремя турбина работает эффективнее. Конструкция с двумя лопастями подвергается повышенным нагрузкам, а с четырьмя создает повышенное сопротивление воздуху.

Строительная площадка Азовской ВЭС. Кран готовится поднимать вторую лопасть для монтажа
Строительная площадка Азовской ВЭС. Кран готовится поднимать вторую лопасть для монтажа

Лопасти принимают на себя всю силу ветра, поэтому должны быть очень прочными, гибкими и легкими — как крыло самолёта. Только самолёт строят из листов дюраля — сплава алюминия и меди, а лопасть ветротурбины напоминает в разрезе слоеный пирог из стекловолокна, тропической древесины, гелькоута — специального гелевого покрытия, которое используют для защиты композитных материалов.

Лопасти изготавливают на заводе, там же проводят испытания на прочность и гибкость. Уже готовую лопасть привозят на строительную площадку.

— Каждый элемент ветротурбины — это негабаритный груз, — объясняет Александр Поляков. — Чтобы доставить огромную лопасть на место, часто перекрывают движение на дорогах, используют специальный транспорт. При монтаже таких элементов сложность в том, что их нужно поднимать целиком, несмотря на большую длину”.

Фото Александра Полякова. Кран Liebherr LR-1750 завершает монтаж последней лопасти ветрогенератора во время строительства Азовской ВЭС
Фото Александра Полякова. Кран Liebherr LR-1750 завершает монтаж последней лопасти ветрогенератора во время строительства Азовской ВЭС

Чтобы поднять лопасть на высоту, важно правильно расположить крюк крана над центром тяжести лопасти. Это позволяет поднимать груз параллельно земле и удерживать во время крепления к ротору. Работы требуют высочайшей квалификации всех специалистов, задействованных в строительстве.

Монтаж лопасти ветрогенератора
Монтаж лопасти ветрогенератора

— От нашей компании на объекте работает только механик и машинист крана, — рассказывает Александр Поляков. — Но нам нужно постоянно координироваться с другими службами, специалистами, рабочими. Работа бывает очень напряжённая, всё нужно делать в срок, по нашей вине не должно быть простоя. Еще до начала строительства составляется график работ и мы ему чётко следуем. Если приходится простаивать из-за погоды, то потом, когда она налаживается, приходится нагонять. Но когда объект сдан, а потом видишь его в работе, возникает такая гордость, ведь ты тоже принимал участие в его создании!”

фото Александра Полякова. Кран поднимает хаб с редуктором на вершину мачты для монтажа. Вес груза — 103 тонны
фото Александра Полякова. Кран поднимает хаб с редуктором на вершину мачты для монтажа. Вес груза — 103 тонны

Азовская ВЭС была запущена в июне 2021 года. Она стала первой ветряной электростанцией в регионе. В том же году в Ставропольском крае заработала самая крупная ВЭС в России — Кочубеевская. И ещё несколько ветростанций по всей России.

Эту тенденцию хотелось бы считать не началом развития, а возрождением ветроэнергетики в России, ведь в начале XX века страна была одним из мировых лидеров по использованию энергии ветра: в России работали более 250 тысяч ветряных двигателей и мельниц. Конечно, большая их часть использовалась для помола зерна, но вопросами развития ветроэнергетики занимались видные учёные, включая основоположника аэродинамики Николая Жуковского.

Но эпоха нефти на много десятилетий затормозила масштабное строительство ВЭС в России, хотя наша страна имеет огромный потенциал в области ветроэнергетики.

фото пресс-службы "ЭЛ-5-Энерго". Турбина Азовской ВЭС установлена посреди сельскохозяйственных полей
фото пресс-службы "ЭЛ-5-Энерго". Турбина Азовской ВЭС установлена посреди сельскохозяйственных полей

Сегодня развивать его и создавать новые ветростанции помогают лучшие разработки учёных, инженеров, современные технологии строительства и уникальная техника — такая, как подъемные краны компании GREENKRAN. Благодаря им строить ВЭС можно быстро, безопасно, без причинения вреда окружающей среде, сохраняя её для будущего. Так что ставка на зелёную энергетику — точно деньги не на ветер.