Найти тему
Гринкран

“Умный гаджет на гусеницах”. Как краны-тяжеловесы строили в Заполярье самый большой мост: хроника в уникальных фотографиях

Оглавление

В конце 2023 года в Кольском заливе завершилось строительство железнодорожного моста через реку Тулома. Он вошёл в состав Мурманского транспортного узла и соединил новый незамерзающий порт “Лавна” с сетью РЖД. Это событие важно и для экономики региона, и страны в целом: порт имеет выход в нейтральные воды, что открывает прямой путь для экспорта российского угля. Мы поговорили с Евгением Герасименко, сотрудником компании GREENKRAN, чья техника принимала участие в строительстве моста, о том, как работают подъемные краны-тяжеловесы в условиях крайне сжатых сроков и северной погоды.

Многотонный конструктор

Для туристов зима в Мурманске — это полярная ночь и северное сияние. Для строителей — туманы, частые оттепели, мокрый снег, а, следовательно, плохая видимость. Впрочем, чаще всего это не препятствие, а фактор, который нужно учитывать при работе техники. На строительной площадке у подножья опор моста через реку Тулому она не затихала ни днем, ни ночью.

-2

Возведение моста длилось больше восьми лет, приостанавливалось, замораживалось в период пандемии коронавируса , но весной 2023 года на завершение проекта нашли финансирование и работы возобновили.

По словам главы РЖД Олега Белозерова, “с 2014 года работали частные компании, но в декабре прошлого года, когда приступили к строительству, готовность объекта составляла только 55%, и за два года предстояло завершить вторую половину проекта”.

Значение моста для строящегося угольного мурманского порта “Лавна” огромно: объект свяжет его с сетью российских железных дорог. “Лавна” — один из крупнейших северных портов России. Его площадь занимает 120 га, а благодаря большой глубине у берега он сможет принимать крупнотоннажные суда.

Наши краны Liebherr в работе.
Наши краны Liebherr в работе.

Планируется, что “Лавна” станет одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индию. Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займет около 15 суток, что в четыре раза быстрее по сравнению с традиционными маршрутами.

Мост успели закончить в срок, к декабрю 2023 года, хотя порой это казалось невозможным. Круглосуточно на строительной площадке находилось около ста человек — строителей, механиков, машинистов, монтажников, инженеров. Такой темп был бы невозможен без современной строительной техники.

Все рабочие процессы отработаны до мелочей. На строительную площадку с завода привозят детали металлоконструкции. Прямо на берегу установлены стапели — идеально ровные площадки, где элементы собирают в более крупные фрагменты — укрупнения — как конструктор LEGO.

Кран поднимает часть пролётной конструкции на высоту монтажной площадки, где происходит сбалчивание, то есть, соединение металлических элементов моста с помощью болтов. Работы ведутся на высоте девятиэтажного дома, это около 25-30 метров. А самая высокая точка моста через Тулому — 54,5 метра.
Кран поднимает часть пролётной конструкции на высоту монтажной площадки, где происходит сбалчивание, то есть, соединение металлических элементов моста с помощью болтов. Работы ведутся на высоте девятиэтажного дома, это около 25-30 метров. А самая высокая точка моста через Тулому — 54,5 метра.

Пролётные конструкции поднимают двумя способами: целиком, то есть, весь пролет длиной 100 метров и весом 500 тонн, или в навес, частями, с помощью гусеничного крана-тяжеловеса, собирая их уже на высоте. Кран работает только с берега, стрела же вытягивается и поднимает грузы над водой.

Все элементы крепятся друг к другу с помощью болтов и винтов, этот процесс называется сбалчиванием. Конструкция должна сохранять небольшую подвижность, чтобы принимать и гасить вибрации от проезжающих поездов. В противном случае мост бы быстро разрушился.

Конструкция моста напоминает балку, перекинутую с одного берега на другой: опоры у него только на земле, русловых нет, он парит над водой в воздухе все 1300 метров.

150 слонов или один “Сапсан”

Ни один кран с обычной городской стройки не сможет поднять и десятой части одного мостового укрупнения: максимальная грузоподъемность высотных кранов, с помощью которых возводят жилые многоэтажки, всего восемь-десять тонн. У гусеничных кранов GREENKRAN, которые строили мост через Тулому, грузоподъемность — 300 и 750 тонн.

Кран Liebherr грузоподъемностью 750 тонн во время строительства моста через Тулому
Кран Liebherr грузоподъемностью 750 тонн во время строительства моста через Тулому

750 тонн — это примерно один скоростной поезд “Сапсан”. Или 150 слонов. Когда такой груз висит на стреле, все манипуляции машиниста должны быть выверены до миллиметра.

“Задача машиниста крана — безопасно поднять элемент, спозиционировать его на высоте , подать строителям левее или правее, ближе или дальше, выше или ниже, — объясняет механик компании GREENKRAN Евгений Герасименко. — Все строители, инженеры, механики, монтажники общаются с помощью рации”.

Обзор из кабины гусеничного крана Liebherr компании GREENKRAN
Обзор из кабины гусеничного крана Liebherr компании GREENKRAN

Машинисту помогает электроника в салоне машины: современные краны “заточены” на безопасность, это своего рода высокотехнологичный умный гаджет на гусеницах: приборы контролируют не только вес груза, но и вылет и угол стрелы, высоту подъема. Встроенный анемометр измеряет скорость ветра на улице, это важно, потому что работать на кране при ветре выше 12 м\с запрещено. Остальные погодные явления — снег, дождь, мороз — для работы не страшны.

“На строительстве моста у нас работало два крана: Liebherr грузоподъемностью в 300 и 750 тонн, — говорит Евгений Герасименко. — 750-й — это гигант для строительства промышленных, транспортных объектов, длина стрелы у него 140 метров. 750-ки используют на нефтеперерабатывающих и металлургических заводах, с их помощью строят ветропарки, метро или вот, мосты”.

Так 750-тонник выглядит в полусобранном состоянии. Размеры легко представить, если сопоставить их с ростом человека
Так 750-тонник выглядит в полусобранном состоянии. Размеры легко представить, если сопоставить их с ростом человека

С помощью 750-тонного гусеничного крана на высоту поднимали собранные элементы металлоконструкции руслового пролета моста.

300-тонный кран отработал с бетонщиками: с его помощью заливали мостовые опоры, проводили опалубку, армирование опор моста.

Великан с рюкзаком

750-тонный кран Liebherr кажется гигантским, если стоять с ним рядом. Но в сравнении с мостом он, скорее, небольшой. Не перевернуться под тяжестью груза крану помогает собственный вес, система противовесов, балласт, или, как его называют механики и машинисты, рюкзак.

Балласт или "рюкзак" делает кран очень устойчивым даже при работе с огромными грузами
Балласт или "рюкзак" делает кран очень устойчивым даже при работе с огромными грузами

Принцип работы крана крайне прост, он построен на законе равновесия рычага, открытом Архимедом. Чем длиннее выпущена стрела, тем меньший вес может взять кран. Чем короче — тем больше. Но машинисты, которые умеют работать на таких гигантах, — ценные редкие специалисты.

“GREENKRAN привозит краны на объекты со своей командой механиков, слесарей и машинистов. Ребята даже стремятся работать за своей машиной, потому что уже привыкли именно к ней. Специалистов, которые умеют работать с такой техникой, днем с огнем не найти, так что мы ими дорожим”, — рассказывает Евгений Герасименко.

Специалисты не только управляют кранами, но и транспортируют эту гигантскую технику к месту строительства, порой труднодоступному даже для внедорожников.

Этап транспортировки крана Liebherr. Машина разобрана на части, их перевозят на тралах.
Этап транспортировки крана Liebherr. Машина разобрана на части, их перевозят на тралах.

Большое преимущество техники GREENKRAN в том, что она полностью разбирается, что позволяет быстро переправить её в любой уголок России.

На объект машину привозят на 28 тралах, а чтобы снова собрать из этих элементов гусеничный кран, нужна команда из четырёх человек.

После сборки — этот процесс занимает двое суток — они уезжают домой и возвращаются, когда проект закончен и кран нужно снова разобрать.

На фоне моста даже краны-гиганты кажутся небольшими
На фоне моста даже краны-гиганты кажутся небольшими

Затем краны GREENKRAN проходят техническое обслуживание и отправляются на хранение до тех пор, пока не понадобятся вновь. Специалисты строительной команды живут в разных уголках страны, но часто даже не уезжают домой после сдачи объекта, а отправляются на другой.

В следующих публикациях расскажем, почему сотрудники заинтересованы работать в GREENKRAN, как компании удается долгие годы сохранять постоянный штат редких специалистов экстра-класса, как живут строители во время вахты и чем она их привлекает, и, конечно, покажем новые строительные объекты, построенные с помощью кранов-тяжеловесов.

фото моста в порт Лавна с сайта Правительства Мурманской области
фото моста в порт Лавна с сайта Правительства Мурманской области

А по только что построенному мосту, ведущему в мурманский порт, в декабре уже отправились первые грузовые поезда. Ожидается, что после введения в эксплуатацию железнодорожной ветки грузопоток по ней может составить 18 миллионов тонн в год.