"Чтобы иметь представление о пути на Кош - Агач, нужно видеть его в натуре... на Чуйский бомах есть места, где вьючные и верховые лошади прыгают с камня на камень, ударяясь боками о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Проезжая по таким путям, самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти", - писал бийский исправник Е.Замятин.
Чуйский тракт являлся труднопроходимой вьючной тропой, доступной лишь для лошадей и верблюдов, но выгода от торговли с Горным Алтаем, Монголией и Китаем отвечала интересам в первую очередь торговцев из Бийска. Наряду с купцами в хорошей дороге были заинтересованы также промышленники, экспортировавшие свою продукцию. Вопрос улучшения Чуйского тракта таким образом из местного значения перерос в общегосударственную проблему и впервые возник в 60-е годы 19 века.
В 70-е годы 19 века в порядке трудовой повинности местным населением начались работы по переустройству вьючной тропы в колесную дорогу. В 1893-1894 годах военный инженер Варками провел детальное исследование Чуйской тропы с целью переустройства ее на колесный путь. В 1900 году Министерство внутренних дел обратилось в Кабинет Его Величества с ходатайством пособия на исправление вьючного пути, которое вскоре и было выделено и уже в 1900 году в "Обзоре Томской губернии" сообщалось, что "Прокладка колесного пути от Онгудая до Кош - Агача начата" и в 1903 году был уже открыт путь для колесного движения на двуколках.
Таким образом до 1911 года дорога существовала, но назрело решение о ее модернизации, поскольку "... дорога быстро разрушалась, приходила в негодность, становясь невозможной для экипажной езды, и превращалась в первобытное состояние". И в 1913 году изыскательные работы - съемка существовавшей дороги от Бийска до Кош - Агача, протяженностью свыше 500 верст, были поручены Вячеславу Яковлевичу Шишкову. Ввиду важности необходимо было спроектировать лучшее и кратчайшее направление от Бийска до монгольской границы. Исследования велись по двум направлениям - левобережном и правобережном, чтобы можно было предложить оптимальный вариант. Сотни километров пройдено экспедицией под руководством В.Я. Шишкова.
До сих пор поражает специалистов безукоризненная четкость и аккуратность, с которой была выполнена трассировка Чуйского тракта на огромных листах ватмана с указанием прервалов, изменением рельефов, и крутизной склонов.
К сожалению, экспедицию пришлось прервать из - за Первой Мировой войны и вернуться в Томск, где и была продолжена обработка собранного материала.
К концу 1916 года была завершена обработка материала и, составлены схемы по участкам и определен необходимый объем работ. На основе обработки собранного материала было предложено строительство тракта вдоль реки Катунь.