Найти тему

Часть первая. Строительство Чуйского тракта, взгляд сквозь время...

"Чтобы иметь представление о пути на Кош - Агач, нужно видеть его в натуре... на Чуйский бомах есть места, где вьючные и верховые лошади прыгают с камня на камень, ударяясь боками о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Проезжая по таким путям, самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти", - писал бийский исправник Е.Замятин.

Фото взято из источников Интернета
Фото взято из источников Интернета

Чуйский тракт являлся труднопроходимой вьючной тропой, доступной лишь для лошадей и верблюдов, но выгода от торговли с Горным Алтаем, Монголией и Китаем отвечала интересам в первую очередь торговцев из Бийска. Наряду с купцами в хорошей дороге были заинтересованы также промышленники, экспортировавшие свою продукцию. Вопрос улучшения Чуйского тракта таким образом из местного значения перерос в общегосударственную проблему и впервые возник в 60-е годы 19 века.

В 70-е годы 19 века в порядке трудовой повинности местным населением начались работы по переустройству вьючной тропы в колесную дорогу. В 1893-1894 годах военный инженер Варками провел детальное исследование Чуйской тропы с целью переустройства ее на колесный путь. В 1900 году Министерство внутренних дел обратилось в Кабинет Его Величества с ходатайством пособия на исправление вьючного пути, которое вскоре и было выделено и уже в 1900 году в "Обзоре Томской губернии" сообщалось, что "Прокладка колесного пути от Онгудая до Кош - Агача начата" и в 1903 году был уже открыт путь для колесного движения на двуколках.

Фото взято из источников интернета
Фото взято из источников интернета

Таким образом до 1911 года дорога существовала, но назрело решение о ее модернизации, поскольку "... дорога быстро разрушалась, приходила в негодность, становясь невозможной для экипажной езды, и превращалась в первобытное состояние". И в 1913 году изыскательные работы - съемка существовавшей дороги от Бийска до Кош - Агача, протяженностью свыше 500 верст, были поручены Вячеславу Яковлевичу Шишкову. Ввиду важности необходимо было спроектировать лучшее и кратчайшее направление от Бийска до монгольской границы. Исследования велись по двум направлениям - левобережном и правобережном, чтобы можно было предложить оптимальный вариант. Сотни километров пройдено экспедицией под руководством В.Я. Шишкова.

До сих пор поражает специалистов безукоризненная четкость и аккуратность, с которой была выполнена трассировка Чуйского тракта на огромных листах ватмана с указанием прервалов, изменением рельефов, и крутизной склонов.

Фото взято из источников Интернета
Фото взято из источников Интернета

К сожалению, экспедицию пришлось прервать из - за Первой Мировой войны и вернуться в Томск, где и была продолжена обработка собранного материала.

К концу 1916 года была завершена обработка материала и, составлены схемы по участкам и определен необходимый объем работ. На основе обработки собранного материала было предложено строительство тракта вдоль реки Катунь.