Получать подарки приятно. А если они дарятся от души и для души, то приятно вдвойне. И вот такой подарок – казалось бы, совсем небольшой томик стихов, но сколько в этой книге жизни, мудрости и любви, поймет лишь тот, кто знаком с творчеством поэта Эдуарда Асадова.
С литературой мы начинаем сближаться еще в детстве. Из детства навсегда с нами остаются любимая сказка на ночь, любимая колыбельная. Со временем представления о литературе начинают приобретать более четкие грани – появляются любимые авторы, произведения. Пристраститься к литературе, полюбить ее несложно, нужно лишь отыскать близкого твоему мироощущению поэта и писателя, которые научат понимать их мир – мир бессонных ночей, скомканных листов бумаги, мир самых потаенных уголков человеческой души. Скажем, в свое время мы со сверстниками увлекались Цветаевой и Есениным, Тургеневым и Достоевским, позже полюбились и стали понятны Маяковский, Высоцкий.
Асадов открылся много позже. Возможно, потому, что всякий человек тяготеет в первую очередь к познанию культуры своего народа, своей истории, своей литературы. А, как известно, русская литература – кладезь неоднородных, противоречивых, талантливых произведений. Тем не менее хоть и Эдуард Аркадьевич относился к числу писателей советских, однако во многих источниках уже постсоветского периода о нем писали так – Эдуард Арташезович Асадов, армянин по национальности, по отцовской линии потомок карабахских армян, поэт, прозаик. Ну да разве в этом суть? Послушайте!
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
Что можно сказать о человеке, написавшем эти строки? Что жизнь его была счастливой. Пусть нелегкой, но счастливой. И что он как раз был из числа тех людей, которые умели наслаждаться будничной красотой. Его стихи «Под дождем», «Ручей», «Серенада весне», «Улетают птицы» и многие другие тому подтверждение. А если еще вспомнить, что Асадов воевал и в бою потерял зрение, но не потерял веру в себя, во все прекрасное, что его окружало, не обозлился, можно сказать, что человеком он был сильным. Наверное, потому-то и хочется о таком человеке говорить, хочется читать его стихи снова и снова. Кстати, часто вижу, как, шурша страницами по вечерам, моя мама сызнова перечитывает этот томик. Говорит, когда взгрустнется – помогает. Говорит, что стихи эти вневременные, из разряда тех, которые в юности тайком переписываешь в свой личный дневник, а потом помнишь назубок всю жизнь…
Только в юности играют
Так светло и звонко трубы,
Лишь у юности бывают
Нецелованные губы…
Но с годами глуше трубы
И все реже смех беспечный:
Нецелованные губы –
Капитал недолговечный!
Временами о текстах асадовских стихотворений говорили: «Слишком наивны! Даже простоваты». Но все же миллионы людей читали его книги, особенно популярны они были среди молодежи. И именно опираясь на легкий слог Эдуарда Аркадьевича, многие школьники начинали писать свои первые стихи. Да, как и у всякого подающего надежды поэта, писателя, «на его счету» было немало критических статей, недобрых отзывов. Однако это лишь закаляло поэта: «Критики дело знают: локтями теснят друг дружку, кого в основном читают, с тех и “снимают стружку”». Огорчало его скорее то, как порой его хорошие знакомые, приятели стоя аплодировали его выступлениям, а за спиной говорили иное. Но количество почитателей все же преобладало. Иначе бы он столько не написал.
На этот счет он часто говорил: «Сознание того, что ты нужен другим людям, всегда окрыляет и придает новые силы в пути. И если книги мои помогают им хоть в какой-то мере, то более светлой радости для меня нет и не может быть».
А ведь помогали они на самом деле. Было время – почтальон доставлял поэту мешками письма, в которых читатели просили совета, как поступить в той или иной личной ситуации. Асадов же о многом писал: о дружбе, о чести, о справедливости, вообще о жизни. А как он писал о любви! Будто бы до последнего вздоха был поражен эти чувством! И неудивительно. Ведь никогда с асадовским пониманием любви не расходились такие понятия, как «верность», «достоинство» и «уважение».
Не привыкайте никогда к любви,
Разменивая счастье на привычки,
Словно костер на крохотные спички,
Не мелочись, а яростно живи!
Еще он умел говорить с людьми на языке, привычном и понятном им. Практически каждое его стихотворение – это маленький эпизод из его собственной жизни. Он не фантазировал, все описано настолько жизненно и правдиво, что любой читатель может найти среди многочисленных сюжетов подлинную историю своей собственной жизни:
Они студентами были.
Они друг друга любили.
Комната в восемь метров – чем не семейный дом?!
Готовясь порой к зачетам,
Над книгой или блокнотом
Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем…
Особое место в творчестве Эдуарда Асадова занимала военная тема. С раннего детства поэта увлекали две вещи: литература и театр. После выпускного бала он должен был решить, к чему же все-таки его тянуло больше. Но не успел. Пришла война. Добровольцем он отправился на фронт в свои неполные семнадцать. «Смертельно тяжелое, жесточайшее, порой непосильное и леденящее душу» – так писатель определял то время. Но, несмотря на всю ту боль, которую Асадов познал на войне: физическую – два года госпиталей после ранения, двенадцать операций, и душевную, когда собственноручно приходилось хоронить друзей, «еще час назад веселых, теплых, живых», и даже после вынесенного врачами вердикта («Впереди будет все, все кроме света земного») стихи его не стали блуждать кругом черных дум и трагических событий, не обратились в грузные, сердобольные тексты. Наоборот, это были стихи о подвигах, о славе, о победе, что так грела сердца солдат:
В блиндаже, на соломе свернувшись,
Я нередко мечтал в тишине,
Как, в родную столицу вернувшись,
Поведу я рассказ о войне.
Развалюсь на широком диване,
Ароматный «Казбек» закурю
И все то, что обдумал заранее,
Слово в слово родным повторю…
«Понимаете, на войне тоже жизнь была, самая настоящая. А в жизни не бывает исключительно плохо и никак больше. Конечно, было много трагического, но, если фиксировать внимание только на этом, невозможно выжить», – так мыслил сам Эдуард Аркадьевич. Полагаю, если хотя бы каждый третий, пятый, десятый человек на нашей Земле думал так же, как Асадов, мы стали бы хоть чуточку счастливее. Бывает, мы часто сетуем, жалуемся на жизнь, хотя не пережили войну, плен, концлагеря, мы может быть недовольны и ворчливы, хотя здоровы, сыты и одеты, можем быть злы и недобры без видимых на то причин – а для радости места совсем не остается. Неужели в жизни человека обязательно должно случиться что-то плохое, что бы он, наконец, понял цену своего бытия? Возможно, поэзия Асадова кому-то поможет понять это безболезненно. Ведь не зря почти тридцать лет слушатели до отказа заполняли лучшие залы страны, когда там проходили творческие вечера писателя. Не зря!
Автор: Инна ГОРИНА, г. Мелеуз
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!