Привет, друзья!
Да, и снова Поприщин! И снова кино! И снова исповеди старого моралиста, то бишь меня.
Нынешний уик-энд абсолютно "рандомно" стал именно литературным. Точнее, творческим в силу наличия в нём тех писательских шедевров, которые с помпой ставятся и поныне. И на экране, и на сцене.
Итак: суббота -"Мастер и Маргарита";
Вскрс- "Вишнёвый сад".
Не стоит уже пояснять, надеюсь, активно следящим на новинками кинопрома знатокам, что же именно из предъявленного мной спектакль, а что - фильм.
Блестящая постановка! Актуально, злободевно и как-будто и не было этих ста лет с момента написания произведения Чеховым. Жалею, что не лицезрел эту вещь в прежние времена. Со школьных времен эта пьеса для меня была отложена до "лучших времён". Видимо, они наступили.🙂
А причём тут Поприщин - изволите вы осведомиться?
Сейчас издалека начну. "Vorschmack, bitte":
Мой ровесник (на снимке) большинству зрителей запомнился по фильмам Андрея Звягинцева, в особенности, "почти оскароносной" ленте "Нелюбовь". Но теперь он запомнится (* моё сугубо личное мнение) по созданию эталонного образа Азазелло:
Скажете, а в чём вообще дело, Доходяга? Не понравился Филиппенко? Или есть другие причины?
Причина в концепции данной экранизации, которую лично я уловил сразу.
Роман Булгакова уже представляется не "бесовщиной", а набором галлюцинаций с последующей квалификацией докторами всего этого конкретным диагнозом. Так, например, одним из участников массовки на заседании Массолита является некто Поприщин. Я изначально подумал было, что ослышался; однако же далее Мастер в исполнении Евгения Цыганова (а его мы, в свою очередь, в основном знаем по фильмам Алексея Учителя) говорит, что решил назвать свой роман "Великий канцлер". Сомнения отпали! См. "Записки сумасшедшего".
Кажись, и не было такого у Михаила Афанасьевича. Ну да не столь важно.... Суть одна: мистицизм отступает на второй план, а во "главе угла"- шизофрения, как и было сказано. <Sic transit Gloria mundi!>
И снова приветик, Антон Павлович! [В рассказе Чехова "Ночь перед судом" врач выписывает такой вот шуточный рецепт].
Ладно. Вернёмся к Азазелло. Его эффектное появление в квартире Степана Богдановича (да и в романе тоже)-лучший момент в новом фильме. Спецэффекты сделали своё дело вместе с гримерами. И спасибо автором диалогов, что в уста героя Розина вложили мало реплик. Они совершенно не нужны!
Потому что здесь Азазелло-"альтер эго" Лиходеева. Появляется его двойник в результате ухудшения абстенентного синдрома. То есть, никакого дьявола, никакой Ялты - просто пьянка и дурдом! Жесть!
Скажу честно: не разделяю я, такой подход киноделов, но... рукоплещу стоя! 👏👏👏👏👍Самое пикантное, что Клиника Стравинского снималась на до боли знакомой мне лестнице нового здания Российской Национальной Библиотеки. Мотивация такого выбора мне до конца не понятна. Правда, стоит отметить, что и сцена на Патриарших прудах снималссь неподалёку - на Московской площади без "вкрапления" в общий фон, как было у Бортко с Покровкой-плошадью Тургенева . Логично, что итогом такого "исключения вне правил" стала масса скептических откликов. Но это уже право каждого, ведь плюрализм, товарищи, у нас никто не отменял!
Резюмирую: в Культурной столице жизнь бьют ключом. И не по голове, к счастью, но нервную систему в покое не оставляет в послепраздничные морозные будни. То ли ещё будет!
А вот будут ли такие пьесы и романы, которые будучи написанными в наши дни, смогут срывать овации через три-четыре столетия? Кто знает...
Известно лишь то, что:
Рукописи не возвращаются,
Не рецензируются
И не горят.
Теперь, я полагаю, всё ясно? Пока [желаю вам всего хорошего]!