1. Проверка домашнего задания. Упр. 315
Дорожка вывела нас из липовой рощи (Р.п.). К роще (Д.п.) вела узкая тропинка. В роще (П.п.) дети нашли много грибов. Легкая пыль желтым столбом неслась по дороге (Д.п.). Путники свернули с дороги (Р.п.) и пошли лесом. После дождя на дороге (П.п.) появились лужи. С площадки доносились громкие голоса и смех. На площадке (П.п.) шла игра в мяч. Мы побежали к площадке (Д.п.).
2. Словарная работа.
Сегодня мы выучим новое словарное слово. Угадайте по описанию:
Оно пришло к нам из древнеиндийского языка в 11 веке и звучало "велблуд". Сейчас это млекопитающее отряда парнокопытных со спинными горбами, приспособленными для жизни в пустыне.
Верблюд. Делим на слоги, ставим ударение, находим и запоминаем орфограмму - безударную "е".
3. Объяснение новой темы.
На доске записаны предложения:
Брат дружит с сестрой. За деревней виден лес. Под ёлкой растёт гриб. Над рощей летят журавли.
Найдите существительные 1-го склонения (с сестрой, за деревней, под елкой, над рощей). Определите падеж (творительный). Какие окончания у этих существительных?(-ой, -ей) Какие предлоги с ними употребляются? (с, за, под, над). Какой смысловой вопрос можно задать к словам в реке, на поляне? (где?)
Запишем памятку в тетради:
1 скл. Т.п. -е
вопросы: кем? чем? где?
предлоги: с, за, под, над
члены предложения: дополнение или обстоятельство
Откройте учебник на стр. 85 и прочитайте правило.
Выполним упражнение 318 на стр.86.
К сестре пришли подруги: Таня с Соней и Катя с Юлей. Ко мне пришли товарищи: Коля с Сеней и Вася с Юрой. Мы играли все вместе. Скоро, скоро шумной стаей птицы с юга прилетят.
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в творительном падеже?
Д/з: упр. 319 стр. 86.