Есть маски карнавальные (праздничные), есть маскировочные (охотничьи, военные), а есть маски культовые (маски шаманов).
У народов Сибири – бурят, челканцев, шорцев, ненцев, нанайцев и др. были (и есть, наверняка) талантливые мастера-создатели культовых масок, которые могли вставить в маску зубы и глазные яблоки, приделать ресницы, брови и бороду, нарисовать, вырезать, приклеить…
Самые древние шаманские маски-личины, то есть похожие на человеческие лица, были сделаны из гипса.
Позже их стали изготавливать из шкур животных, ткани, бересты, дерева или металла. Шаманы Сибири надевают маски-личины на лицо. Иногда их поддерживают руками, в другом случае привязывают с помощью ремешков спереди или сзади головы. Маски маленького размера (маскоиды), шаманы прикрепляли к поясу или костюму.
Что может маска шамана?
● передавать какое-либо эмоциональное состояние духа (гнев, удивление, страх, радость),
● показать, что делает дух-покровитель, дух-помощник шамана: он молчит (нет рта, рот закрыт) или говорит, видит или слеп (отсутствуют прорези для глаз), а может быть он поет....
● содержать намеки на пол, возраст и характер передаваемого образа (злой, добрый),
● преобразить шамана, передать ему силу предков,
● помочь шаману переместиться из мира людей – из реального (среднего) в мир богов (верхний) или злых духов (нижний),
● защитить от внешнего мира: спрятавшийся под маской шаман не выделялся среди духов и таким образом мог найти с ними общий язык, ведь не все духи были настроены к пришельцу дружелюбно.
Маски могли изображать чудовищ. Например бурятская маска с большой бородой «абаахалдай» от слова абаахай (барг.) – паук, мизгирь. В мифах образ паука связан с холодной жестокостью, жадностью, злобностью и колдовскими способностями.
Какую роль играла маска в ритуалах
Интерес представляет и берестяная маска, которую шаман надевал при совершении обряда «Притягивания плодородия» у народов Южной Сибири. Она изображала духа «Кочо» у челканцев, кумандинцев, шорцев и др.
Надев маску, шаман вселял в маску духа производительной силы, затем с силой сдирал с себя и надевал ее на другого мужчину. При этом они начинали храпеть, ржать и скакать, подражая жеребцу. То есть через маску от шамана к мужчинам передавалась творящая энергия, ассоциирующаяся с силой огня.
Хорские же шаманы надевали ее во время обряда «уни~унги», совершаемого в честь духа-покровителя с продолжительностью в несколько дней. После завершения обряда маски снимали и хранили в чехлах или специальных домиках.
В масках устрашающего вида (например, с оскаленными зубами) шаманы пугали и изгоняли злых духов из тела больного.
Некоторые маски применялись шаманами только во время ритуала большого камлания.
Одну из них вы видите на фото. Сколько здесь символов! Это и цвета (красный, черный, белый) и рисунки – змеи, лягушки, и медвежий мех – вероятно, признак духа-покровителя. Во время мистерий-камланий удэгейский шаман мог использовать различные маски, исходя из разыгрываемых ими действий от имени многочисленных персонажей – добрых и злых духов.
Маска необходима шаману, поскольку позволяет скрыть его личность. На масках и других ритуальных атрибутах можно встретить целое изображение либо элементы духа-предка: животного, птицы, мифического персонажа.
Подобные маски и атрибуты передавали силы выбранного покровителя владельцу или даже позволяли совершить перевоплощение. Шаманы часто превращались в волков, медведей, оленей, рыб, птиц. Перевоплощение шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла».
Любопытный пример «перевоплощения» в птиц и животных был описан русско-немецким путешественником Герхардом Фридрихом (Фёдором Ивановичем) Миллером. Согласно наблюдениям путешественника, порой во время ритуала перехода между мирами шаман должен был имитировать крики водоплавающей птицы гагары.
Водоплавающие птицы (гагары, утки, лебеди и пр.) с ранних этапов человеческой истории считаются существами-переходниками между мирами. Подобная птица, обитающая в среднем мире, в любой момент может, взлетев, отправиться в верхний мир, а нырнув, погрузиться в нижний.
Памятники, связанные с шаманизмом, порой насчитывают несколько тысяч лет. Жемчужина Исторического музея — известный Галичский клад на момент обнаружения насчитывал 56 предметов. Комплекс был обнаружен в середине XIX в. недалеко от города Галича Костромской области. В клад входит небольшой маскоид (талисман-личина, который шаман носил на одежде для дополнительной защиты), украшенный фигурками медведя — хозяина леса — и человека.
Глядя на эти маски, воображение рисует картину ночной степи, языки огня освещают странные лица шаманов, а звук бубна завораживает, заставляет сердце биться ему в такт.
Использованная литература
Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975.
Заболоцкая П.Е. Шаманские маски народов Сибири
Зачем шаману маска — Блог Исторического музея.
Ekaterina Moong. «Sa» means «to know». Ancient masks of siberian people