Найти тему
Думающая история

Маска, которая не для тебя

Оглавление

Есть маски карнавальные (праздничные), есть маскировочные (охотничьи, военные), а есть маски культовые (маски шаманов).

Шаманская маска. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Листовое железо, мех, ткань.  Высота 20 см. Музей антропологии и этнографии АН СССР. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Шаманская маска. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Листовое железо, мех, ткань. Высота 20 см. Музей антропологии и этнографии АН СССР. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

У народов Сибири – бурят, челканцев, шорцев, ненцев, нанайцев и др. были (и есть, наверняка) талантливые мастера-создатели культовых масок, которые могли вставить в маску зубы и глазные яблоки, приделать ресницы, брови и бороду, нарисовать, вырезать, приклеить…

Самые древние шаманские маски-личины, то есть похожие на человеческие лица, были сделаны из гипса.

Маска женщины. Хакасия. первые века н. э. Гипс. Высота 23 см. Государственный Эрмитаж. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Маска женщины. Хакасия. первые века н. э. Гипс. Высота 23 см. Государственный Эрмитаж. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

Позже их стали изготавливать из шкур животных, ткани, бересты, дерева или металла. Шаманы Сибири надевают маски-личины на лицо. Иногда их поддерживают руками, в другом случае привязывают с помощью ремешков спереди или сзади головы. Маски маленького размера (маскоиды), шаманы прикрепляли к поясу или костюму.

Что может маска шамана?

● передавать какое-либо эмоциональное состояние духа (гнев, удивление, страх, радость),

Маскоид. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Дерево, кожа. Высота 12 см. Музей антропологии и этнографии Российской академии наук. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Маскоид. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Дерево, кожа. Высота 12 см. Музей антропологии и этнографии Российской академии наук. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

● показать, что делает дух-покровитель, дух-помощник шамана: он молчит (нет рта, рот закрыт) или говорит, видит или слеп (отсутствуют прорези для глаз), а может быть он поет....

Шаманская маска. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Красная медь, медвежья шерсть. Высота 20 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Шаманская маска. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Красная медь, медвежья шерсть. Высота 20 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

● содержать намеки на пол, возраст и характер передаваемого образа (злой, добрый),

Маскоид, изображающий лицо старца Борто. Буряты. Начало XX в. Дерево, бараний мех. Высота 34 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Маскоид, изображающий лицо старца Борто. Буряты. Начало XX в. Дерево, бараний мех. Высота 34 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

● преобразить шамана, передать ему силу предков,

● помочь шаману переместиться из мира людей – из реального (среднего) в мир богов (верхний) или злых духов (нижний),

● защитить от внешнего мира: спрятавшийся под маской шаман не выделялся среди духов и таким образом мог найти с ними общий язык, ведь не все духи были настроены к пришельцу дружелюбно.

Манси. Начало XX в.Береста. Нос пришит сухожильной ниткой. Употреблялась на медвежьем празднике. Высота 24 см. Государственный музей этнографии народов России. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Манси. Начало XX в.Береста. Нос пришит сухожильной ниткой. Употреблялась на медвежьем празднике. Высота 24 см. Государственный музей этнографии народов России. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

Маски могли изображать чудовищ. Например бурятская маска с большой бородой «абаахалдай» от слова абаахай (барг.) – паук, мизгирь. В мифах образ паука связан с холодной жестокостью, жадностью, злобностью и колдовскими способностями.

Какую роль играла маска в ритуалах

Интерес представляет и берестяная маска, которую шаман надевал при совершении обряда «Притягивания плодородия» у народов Южной Сибири. Она изображала духа «Кочо» у челканцев, кумандинцев, шорцев и др.

Надев маску, шаман вселял в маску духа производительной силы, затем с силой сдирал с себя и надевал ее на другого мужчину. При этом они начинали храпеть, ржать и скакать, подражая жеребцу. То есть через маску от шамана к мужчинам передавалась творящая энергия, ассоциирующаяся с силой огня.

Хорские же шаманы надевали ее во время обряда «уни~унги», совершаемого в честь духа-покровителя с продолжительностью в несколько дней. После завершения обряда маски снимали и хранили в чехлах или специальных домиках.

В масках устрашающего вида (например, с оскаленными зубами) шаманы пугали и изгоняли злых духов из тела больного.

Шаманский маскоид. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Красная медь. Высота 15,5 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf  .
Шаманский маскоид. Забайкальские эвенки. Начало XX в. Красная медь. Высота 15,5 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf .

Некоторые маски применялись шаманами только во время ритуала большого камлания.

Шаманская маска для большого камлания. Удэгейцы. Начало XX в. Дерево, медвежий мех, кожа, ткань. Высота 25 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Шаманская маска для большого камлания. Удэгейцы. Начало XX в. Дерево, медвежий мех, кожа, ткань. Высота 25 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

Одну из них вы видите на фото. Сколько здесь символов! Это и цвета (красный, черный, белый) и рисунки – змеи, лягушки, и медвежий мех – вероятно, признак духа-покровителя. Во время мистерий-камланий удэгейский шаман мог использовать различные маски, исходя из разыгрываемых ими действий от имени многочисленных персонажей – добрых и злых духов.

Маска. Коряки. Первая четверть XX в. Дерево. Высота 23,5 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf
Маска. Коряки. Первая четверть XX в. Дерево. Высота 23,5 см. Российский этнографический музей. Источник изображения: Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975. Фотографии.pdf

Маска необходима шаману, поскольку позволяет скрыть его личность. На масках и других ритуальных атрибутах можно встретить целое изображение либо элементы духа-предка: животного, птицы, мифического персонажа.

Подобные маски и атрибуты передавали силы выбранного покровителя владельцу или даже позволяли совершить перевоплощение. Шаманы часто превращались в волков, медведей, оленей, рыб, птиц. Перевоплощение шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла».

Любопытный пример «перевоплощения» в птиц и животных был описан русско-немецким путешественником Герхардом Фридрихом (Фёдором Ивановичем) Миллером. Согласно наблюдениям путешественника, порой во время ритуала перехода между мирами шаман должен был имитировать крики водоплавающей птицы гагары.

Маска. Рубеж III–II тыс. до н. э. Источник изображения: blog.mediashm.ru
Маска. Рубеж III–II тыс. до н. э. Источник изображения: blog.mediashm.ru

Водоплавающие птицы (гагары, утки, лебеди и пр.) с ранних этапов человеческой истории считаются существами-переходниками между мирами. Подобная птица, обитающая в среднем мире, в любой момент может, взлетев, отправиться в верхний мир, а нырнув, погрузиться в нижний.

Памятники, связанные с шаманизмом, порой насчитывают несколько тысяч лет. Жемчужина Исторического музея — известный Галичский клад на момент обнаружения насчитывал 56 предметов. Комплекс был обнаружен в середине XIX в. недалеко от города Галича Костромской области. В клад входит небольшой маскоид (талисман-личина, который шаман носил на одежде для дополнительной защиты), украшенный фигурками медведя — хозяина леса — и человека.

Глядя на эти маски, воображение рисует картину ночной степи, языки огня освещают странные лица шаманов, а звук бубна завораживает, заставляет сердце биться ему в такт.

Использованная литература

Иванов С.В. Маски народов Сибири. 1975.

Заболоцкая П.Е. Шаманские маски народов Сибири

Зачем шаману маска — Блог Исторического музея.

Ekaterina Moong. «Sa» means «to know». Ancient masks of siberian people