На летние каникулы, окончив 9 классов, мне каким-то чудом удалось устроиться на хим. завод в электроцех учеником электрослесаря. Это был первый опыт настоящей работы в мужском коллективе советского предприятия. Буквально за неделю я научился правильно разбирать сгоревший электродвигатель и вышибать обмотку из статора, используя нужный инструмент и Сизы, убирать свое рабочее место и места наставника и старших товарищей. А еще, мы с моим коллегой, таким же учеником как я, создавали кувалдами «резонанс» у электровышки, за что получили множество нецензурных «комплиментов» от старшего мастера, стояли на шухере, когда кто-то из бригады точит лезвия для ножа на наждаке, возили газировку, о чем была написана отдельная история, и конечно, смотрели и учились у сторожил всем премудростям игры в домино и изготовлению на вынос цепей из гравера.
Однако, более всего запомнилась первая получка- самые дорогие, потом и кровью заработанные ученические 83 рубля 34 копейки. Мужики заранее нас начали подначивать, что молодым надо бы проставиться, но мы твердо решили пойти в отказ, так как я лично работал, чтобы оплатить подготовительные курсы в институт, купить новые ботинки и помочь родителям. В результате, наша первая получка стала хорошим поводом для завсегдатаев бригады устроить в четверг вечером праздник, тем более, что это был банный день (в цехе была своя баня). Нам с Женькой (так звали второго ученика) было дано особое задание- дождаться, когда уйдут начальник цеха и старший мастер, о чем сразу проинформировать бригадира. После этого, мы могли быть свободны, так как для основного мероприятия мы еще не доросли, хотя было абсолютно понятно, о чем идет речь.
После обеда бригадир и двое коллег пришли из столовой с пакетами еды, приобретенной на спецы (талоны на питание), которую с улыбкой называли закусоном. Спиртное на территорию никто не проносил- обыскивали, да и зачем, в цехе сложных удобрений мужики гнали самогон, пользующийся популярностью у всего завода, да и по сходной цене. Бригадный актив заслал двух молодых за горючим, а нам поручили убирать рабочие места и следить за движением. В общем, к концу рабочего дня и после ухода руководства, мы наблюдали, как блестят глаза у работников в предвкушении праздника в честь наше первой получки.
На утро пятницы мы узнали о весьма печальном финале. Дело в том, что в тот момент, когда мужики были в «нужной форме»: напарились и раздетые танцевали под громкую музыку, курили и уже успели отправить гонцов за второй партией самогона, в баню вошел старший мастер. Как оказалось, он забыл ключи на работе и решил вернуться, услышал музыку и смех и тут началась целая разборка. Начальник он был строгий и очень крикливый, но расслабившиеся подчиненные мало того, что не реагировали на его слова, начали еще больше угорать. На угрозы, что он сейчас вызовет охрану и милицию, кто-то предложил ему присесть и выпить, не портить атмосферу праздника. Это было последней каплей, и старший мастер умудрился заблокировать дверь бани на распор и в результате, почти вся бригада, за исключением гонцов, осталась запертой. Вернувшиеся гонцы поняли, что что-то не так, разблокировали дверь и затем все вместе убрали следы «преступления». Рано утром старший мастер привел к двери бани начальника цеха, начальника охраны и участкового и каково было его изумление, когда никого не обнаружили внутри.
После произошедшего, в актовом зале цеха сделали срочное собрание, на котором старший мастер высказал жесткие обвинения ряду работников нашей бригады, на что получил ответ, что ничего не было. Начальник цеха вовремя остановил процесс, чтобы не выносить произошедшее на уровень профкома завода и пригласил участников сразу после собрания к себе в кабинет. Мужики вернулись в цех радостные, до конца дня обсуждали, как они здорово отдохнули и даже по этому поводу решили вечером собраться у кого-то в гараже, повторить. Старший мастер, уходя с работы, подошел к столу, где было разложено домино, резко смахнул его и произнес, что я вас еще всех поймаю и накажу (на самом деле, было сказано более жесткое и конкретное выражение). Ну а меня с Женькой отправили после всех совещаний за газировкой, и за хорошо выполненную работу и удачное стечение обстоятельств бригадир отпустил с работы на час пораньше.