Найти тему

Несколько странных картинок на тему наполеоновской эпохи

На просторах интернета, преимущественно на зарубежных аукционных сайтах, попалось несколько картин и рисунков, изображающих сюжеты периода наполеоновских войн и содержащих при этом странные детали. Нет, разумеется, там нет танков. космических кораблей иди Наполеона с приклеенной бородой и, возможно, не интересующийся темой обыватель и не обратил бы на них внимания… Но мы-то тут интересуемся) Поэтому давайте посмотрим.

Первая картина в сегодняшней подборке аннотирована аукционными экспертами как «Наполеон и его генералы» и приписывается «последователю Жана Батиста Луи Гро». Нет, это не тот самый, известный всем Антуан-Жан Гро, а совсем другой, к тому же в данном случае еще и не он сам, а некий его последователь

Помимо явно не шедеврального уровня произведения, обращают на себя внимание странные зеленые (вместо положенных синих) мундиры «генералов» рядом с французским императором, а главное – красные штаны марширующих солдат. Неужели это те самые знаменитые красные штаны, которые в XIX в. стали чуть ли не символом французской армии и которые впервые появились… в 1829 г., почти через 15 лет после окончательного падения наполеоновской империи?

Загадка этой картины, конечно, объясняется предельно просто – неосведомленностью и низким уровнем мастерства одного из многочисленных художников-ремесленников XIX в., скорее всего, его второй половины, желавших заработать на интересе публики к славному историческому прошлому.

Сложнее объяснить странность на следующей картине. Уровень мастерства ее автора, на мой взгляд, выше, но он (автор) неизвестен. Аукционеры назвали картину «Маленькие солдаты»

-2

Двое детишек, живущие, видимо, уже в постнаполеоновскую эпоху, играют в войну. Отец одного из них, судя по надетому его сыном на себя мундиру, служил шассером (рядовым егерской, «неэлитной» роты) полка легкой пехоты. Об этом свидетельствуют имеющиеся на мундире синие лацканы, белые пуговицы, а также красно-зеленые эполеты. Об этом же на первый взгляд говорит и сделанная отроками надпись на картонном барабане: «40 (или 49) chaseurs». Не будем придираться к орфографической ошибке в слове «chasseur» - писали дети все-таки. Не будем заострять внимание на том, что во французской армии, по крайней мере, в первой половине XIX в. отсутствовал полк легкой пехоты с номером «40» или «49» - возможно, художнику не хотелось привязывать сюжет своей картины к конкретной, реально существующей (или существовавшей) военной части. Но еще одна странность более существенна. Во французском языке словом «chasseurs» обозначались солдаты одного из видов легкой кавалерии, того, что в русском языке принято называть «конные егеря». Кавалеристам, разумеется, барабан без надобности, у них другие инструменты для подачи сигналов – трубы. Пешие егеря французской армии обозначались словосочетанием «chasseurs à pied», то есть буквально «пешие егеря». А полки легкой пехоты и вовсе не содержали в своем названии этого слова, а так и назывались «régiment d'Infanterie légère» - «полк легкой пехоты». Что-то отроки тут темнят.

Акварельный рисунок французского художника Альбера Блиньи (1849-1908) озаглавлен аукционерами просто: «Солдаты на деревенской улице»

-3

Между тем рисунок содержит крайне занимательный сюжет – на этой самой деревенской улице мирно беседуют русский и французский офицеры, в то время как их подчиненные ожидают по сторонам. Русская униформа изображена с ошибками – орел на киверном гербе имеет, скорее, прусский силуэт, огромный репеек у основания султана на кивере выглядит, скорее, австрийским, но автор совершенно точно пытался изобразить именно русский мундир, причем, судя по орлу на кивере в сочетании с петлицами на воротнике и обшлажных клапанах – некоего гвардейского пехотного полка. Судя по белому флагу в руках одного из русских солдат и расслабленно-благодушному виду французского командира, русские сдаются! Какой реальный эпизод может быть изображен на рисунке? Имел ли место в реальности такой эпизод? Деревенские дома на заднем плане имеют явно западноевропейский вид. Униформа русских солдат изображена по состоянию не ранее 1812 г. Лампасы на походных офицерских штанах, заметные у русского офицера, введены вообще 18 (30) марта 1814 г. в день перед вступлением в Париж. Впрочем, уже отмеченные выше неточности в изображении русской униформы однозначно свидетельствуют, что полагаться на мундирные детали в данном случае не стоит. Так что же может быть изображено здесь французским художником? Результаты поражения 9-го корпуса генерал-лейтенанта Олсуфьева при Шампобере 29 января (10 февраля) 1814 г. (в каковом, впрочем, не имелось гвардейских полков)? Или это иллюстрация к какому-то вымышленному эпизоду из художественного литературного произведения?

Последняя на сегодня картинка была растиражирована в виде открытки в России в начале XX в (без сомнения, к столетию Отечественной войны 1812 г.) и широко представлена на современных российских интернет-барахолках. На открытке имеется подпись: «Наполеон приветствует знамена в 1812 г.»

-4

Мне, к моему удивлению, не удалось разыскать оригинал воспроизведенной на открытке работы. Несмотря на целый ряд похожих по композиции изображений, вот именно эта картинка не находится. Хотя очевидно, что она должна иметь французское происхождение.

Между тем, не менее очевидно, что содержащаяся на открытке подпись глубоко ошибочна. Наполеон на картинке приветствует вовсе не знамена, он приветствует тех, кто их захватил. Поскольку на самом деле французские кавалеристы представляют ему трофейные воинские символы, среди которых безошибочно узнается одно прусское пехотное батальонное знамя, два австрийских, видимо полковых (белых) знамени и одно точно неопознанное мною полотнище зеленого цвета, то ли реверс саксонского знамени, то ли вовсе какой-то неофициальный фаньон. Разумеется, в 1812 г., когда Пруссия, Австрия и Саксония выступали союзниками Наполеона, эти знамена никак не могли быть захвачены французами и доставлены Наполеону. Ясно, что изображаемый эпизод относится к какой-то другой кампании наполеоновских войн. Но к какой?

Пытаться установить эпизод по истории участия в наполеоновских войнах французских полков, к которым могут относиться держащие трофейные знамена кавалеристы, бесперспективно – есть ощущение, что картинка раскрашена «от балды». Драгунского полка с таким приборным цветом, как у драгуна справа, то есть серо-голубым, во французской армии Первой империи не существовало. Значит, остается логика. В какой кампании в рамках антифранцузской коалиции могли действовать совместно прусские и австрийские войска? Похоже, только в 1813-14 гг. Но такой датировке рассматриваемого сюжета как будто противоречит покрой мундира того же драгуна – слишком архаичный, существовавший до знаменитой мундирной реформы Бардена 1812-13 гг. При воссоздании французской кавалерии после поражения в России 1812 г. драгуны в подавляющем большинстве должны были получить уже «барденовские» мундиры, у которых полы не начинали расходиться столь высоко, что был виден жилет. В общем, непонятно…

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.