Найти в Дзене
Раздумья о жизни

О вакансиях школьных учителей и учительской перегрузке

На начало 2023-24 учебного года по официальным данным Министерства просвещения в России было около 42 тысяч школ и в них работало около 1 миллиона учителей, ведущих уроки в школах, в которых всего 785 тысяч классов-комплектов. Получается примерно по 24 учителя на школу, в которой 19 классов-комплектов (порядка 500 учеников). Из них по предметам: Уже по этим данным видно, учителей в школах не хватает. Возьмём, например, учителей математики, разделим на количество школ, получим чуть больше двух учителей на 11-12 классов (надо отнять 7-8 начальных классов). Одна параллель с 5 по 11 классы по учебному плану для математики требует 41 час в неделю. На 11 классов это будет 64 часа. Значит на одного учителя примерно 30 часов. Это скрытая вакансия, когда учитель работает на 1,5-2 ставки, теряя здоровье и качество преподавания. Город и деревня, отличия В городах при нехватке учителей можно использовать учителей-совместителей, который оформлены на постоянную работу в одной школе, но работают по
Оглавление

На начало 2023-24 учебного года по официальным данным Министерства просвещения в России было около 42 тысяч школ и в них работало около 1 миллиона учителей, ведущих уроки в школах, в которых всего 785 тысяч классов-комплектов. Получается примерно по 24 учителя на школу, в которой 19 классов-комплектов (порядка 500 учеников). Из них по предметам:

  • учителей начальных классов - 318 тысяч учителей;
  • по русскому языку и литературе - 125 тысяч учителей;
  • по иностранному языку - 103 тысячи учителей;
  • по математике - 97 тысяч учителей;
  • по информатике — 27 тыс. учителей;
  • по физике — 30 тысяч учителей;
  • по истории, экономики, права, обществознания - 66 тысяч учителей;
  • по химии — 23 тысяч учителей;
  • по географии — 30 тысяч учителей;
  • по биологии — 31 тысяч учителей;
  • по музыке — 19 тысяч учителей;
  • по изобразительному искусству и черчению — 15 тысяч учителей;

Уже по этим данным видно, учителей в школах не хватает. Возьмём, например, учителей математики, разделим на количество школ, получим чуть больше двух учителей на 11-12 классов (надо отнять 7-8 начальных классов). Одна параллель с 5 по 11 классы по учебному плану для математики требует 41 час в неделю. На 11 классов это будет 64 часа. Значит на одного учителя примерно 30 часов. Это скрытая вакансия, когда учитель работает на 1,5-2 ставки, теряя здоровье и качество преподавания.

Город и деревня, отличия

В городах при нехватке учителей можно использовать учителей-совместителей, который оформлены на постоянную работу в одной школе, но работают по совместительству ещё в одной-двух. Так можно закрыть дефицит учителей по школам в городе, но не в деревне. Там идут другим путём: посылают учителя физики на курсы повышения квалификации для преподавания информатики, историка - преподавать географию и т. д. В итоге нагрузка на учителя опять растёт, качество преподавания падает. Преподавать два или три различных предмета качественно - это очень сложно, тем более, когда один или два из них неосновные.

Почему школы мало выставляют вакансий

Чтобы официально при тарификации выставить вакансию, надо выполнить ряд требований: вакансия должна быть не менее чем на ставку, в деревнях необходимо как-то решить проблему жилья для учителя, иначе никто не приедет работать на выставленную вакансию. В деревнях это всегда проблема. Поэтому директора школ стараются выставлять вакансии только в крайнем случае, когда уже совсем никак нельзя решить проблему нехватки педагогов.

И ещё, вакансию выставил, а выполнять учебный план надо! Уроки надо вести! Приходится договариваться с учителями, чтобы они пока не появится новый учитель вели эти уроки. Многие учителя соглашаются на повышенную нагрузку так как зарплата на одну ставку маленькая. Опять перегрузка!

Как можно решить проблему нехватки учителей

Министерство просвещения привлекает к преподаванию в школах студентов педагогических вузов старших курсов. Я думаю, что решить этот вопрос можно только одним способом: повысить зарплату учителям так, чтобы за ставку они получали не меньше средней зарплаты по экономике региона в котором они работают и перестать унижать учителя в школе. Унижение учителя идёт ежедневно так как все права сейчас у учеников, родителей, чиновников, а все обязанности у учителя!

Пишите в комментариях что вы думаете по поднятым в статье проблемам. Чем чаще мы будем озвучивать эти вопросы, тем быстрее что-нибудь изменится в лучшую сторону.