Найти тему
Бард-Дзен

Высокие горла в снегу выгибая… Зимние песни

Собственно, и этот текст я для себя отношу к числу текстов о воспоминаниях про пропущенные новогодние дни. В самом деле, так как нынче, меня в моем лесу еще не засыпало ни разу. Не упомню. Бывало, конечно, приедешь туда, и понимаешь, что тут без тебя творилось, как сыпало, как мело, как укутывало и украшало унылый зимний пейзаж. А вот нынче довелось наблюдать воочию, и это впечатляет, как впечатляет любая разгулявшаяся стихия. Совсем не к месту вспомнилось, года четыре назад угораздило заехать туда в конце апреля – весна была неспешной, ленивой даже, сугробы вокруг дома были практически мартовскими, иные и метра по два в высоту, там, где особо задувало. Но случилось чудо, и первые деньки мая включили свои обогреватели сразу едва не на июльский режим, +25. Я думал у меня дом смоет! Выходить было страшно, какой-то непривычно могучий поток несся, не разбирая дороги, смывая все остатки зимы там, где не было никогда, да и не может быть никаких потоков – не река же, и даже не берег реки. Глубина потока была где-то сантиметров 40, без рыбацких сапог не пройдешь, да и в них не везде… И все прошло буквально на полтора суток, и там где только что гудела шалая вода вдруг разом образовались огромные поля подснежников и мать-и-мачехи. Обычно ведь они хотя бы на неделю расходятся по времени, а тут разом, ярко-ярко, и солнце как отдельный водопад – световой.

Так вот нынче примерно так же эмоционально, но со снегопадом – стихия!

А песня по этому поводу – одна из самых любимых песен о зиме и о снегопадах. Виктор Берковский, стихи Юнны Мориц. Я ставил ее в прошлом году, да еще и сразу в двух вариантах исполнения, в авторском и в варианте Песен нашего века. И интересный получился разговор, содержательный. Люди же обычно не задумываются, почему какое-то исполнение любимой песни им ближе, а какое-то «дальше». Нынче умничать и нудеть про специфику вариативного восприятия образа и индивидуальную его распаковку у каждого не особенно тянет, иной раз же просто достаточно слушать и растворяться в том, что слышишь. Это вроде медитации, те, кто умеет и практикует, знают как обновленно чувствует себя организм после правильной медитации. Я не практикую и не умею, но верю опытным людям на слово, поскольку описывают они это как раз очень похоже на состояние после того, как совершенно бездумно послушаешь что-то гениальное – душа сияет и даже пахнет, кажется, точнее, благоухает.

А вот что хочется сказать именно сегодня, так это то, что музыка Виктора Семеновича мне удивительным образом напоминает саму концепцию музыкального языка великих Битлов. Это странно, на моей памяти ИВАСИ, например, не раз говорили, что для них именно Битлз – и свет в окошке и путеводный маяк, но вот у них-то как раз найти песенку, которую по богатству, или даже расточительности мелодической схожа с Битловской найти сложно. Две-три буквально, а вот Виктор Семенович, вроде больше на французский шансон в музыкальных пристрастиях ориентировался, а ухитрился десяток-другой песен написать именно так, как старались писать Битлз. То есть, запихивая в одну песню столько мелодий, сколько любому другому автору на альбом бы хватило. Снегопад на стихи Юнны Петровны Мориц как раз из таких вот песен, из которой другому автору и мелодических и гармонических ходов хватит если не на альбом, то уж на пару-тройку самостоятельных песен точно.

-2

У меня и еще есть одна неоспоримая причина очень любить эту песню, некогда жена моя и старшая дочь сделали ее дуэтом для какого-то малозначимого концерта, да так удачно, что она у них лет 5 безвылазно в репертуаре была. Они и сейчас могут ее при желании вспомнить и восстановить с пары прогонов. Одно угнетает, ни одной достойной записи этой песни в их исполнении у меня нет. Надо как-то их уговорить и записать, это того точно стоит, но это не так просто, как может показаться, повод для этого должен быть очень веским, иначе их не уговорить.

Однако сама надежда такую запись когда-нибудь заполучить, да еще и вам показать, сами воспоминания о ныне пережитом буйстве снеговой стихии, само мое восхищение гениальностью и Берковского и Мориц – разве этого мало, чтобы в очередной раз послушать эту редкой красоты и мощи потрясающую песню. Сегодня именно в варианте исполнения Виктором Семеновичем и компанией.

А на сладкое, добавлю катрен или четверостишие Юнны Петровны, не вошедший в песню:

В тумане, как в бане из вопля Феллини,
Плывут воспарения ада и рая,
Стирая реалии ликов и линий,
Я — черная птица, а ты — голубая.

Думаю, очень правильно Виктор Семенович проигнорил этот катрен. Думаю так же, что и Юнна Петровна согласилась с тем, что в песне этого не нужно. Круто, конечно, но Феллини тут бы все испортил своим замечательным гротеском. А вот в печатном варианте он более чем уместен. Лишний аргумент, чтобы подтвердить в сто сорок четвертый китайский раз то, что и так уже всем умным людям очевидно – поэзия для глаза и поэзия для уха – разные вещи.