Наиболее выдающимся учеником Сократа был Платон. Диоген Лаэртский считал, что учение Платона – это синтез учений Гераклита, Сократа и Пифагора. В Афинах после смерти Сократа Платон создает свою школу – Академию.
Диалоги Платона следует разделять на три периода, поскольку от периода зависит то, насколько сохраняется подлинность учения Сократа. Диалоги первого периода, как правило, не выходят за рамки сократовского учения. Со временем платоновское учение и его способ философствования меняются – он закладывает основы объективного идеализма, отходя от сократовского «этического идеализма» и усиливая учение Гераклита и пифагорейцев. Его концепция тесно связана с критикой учений Демокрита и других материалистических теорий. Это второй период диалогов Платона.
Перед третьим периодом Платон большое внимание уделяет методу познания идеи, использует для него термин «диалектика». Он сравнивает этот метод с трением дерева о дерево, что приводит к возникновению искры.
«Знаменательным переломом в развитии взглядов Платона является диалог «Парменид». Этот диалог большинство исследователей считают началом третьего, заключительного периода творчества Платона. В нем Платон подвергает переоценке свое прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая ему характер общности. Вместе с тем понимание идеи приобретает определенную косность (застылость). Видимо, в этот период проявляется ранее подавленное влияние элейской школы (о чём можно судить не только по названию диалога, но и по его содержанию). Характерным для этого периода является объединение теории «идей» с пифагорейской мистикой чисел. Это, между прочим, связано и с укреплением личных связей с пифагорейцами, установившихся во время путешествия Платона в Сиракузы».
На основной вопрос философии Платон отвечает, конечно же, идеалистически. Материальный мир вторичен, он считал его миром теней. Тени падают от мира идей. Идеи неизменны, материальный мир способен изменяться, возникать, гибнуть и т. д. (поэтому он не может быть подлинно сущим). Мир идей – предмет истинного познания. Платон объясняет, что наличие, например, стола в материальном мире обусловлено наличием идеи стола – сначала появилась идея, потом материя. Платон отделяет идею от материи и абсолютизирует её до подлинной сущности материи. В этом и есть ядро его учения. Мир идей – это бытие, материальный мир – это небытие. Даже чувственно воспринимаемые предметы – это тень идеи.
По Платону, между истинным бытием и небытием есть кажущееся бытие – мир реальных чувственно воспринимаемых явлений, которые являют собой синтез подлинного бытия и небытия. Во взаимосвязи бытия и небытия можно проследить диалектическую связь. Благодаря этой борьбе противоположностей всё течет и изменяется, как по Гераклиту.
«В диалоге «Парменид», знаменующем начало третьего периода творчества Платона, диалектика идей определена конфликтом бытия и небытия, который происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство идей вводится движение и развитие. Диалектика идей была призвана поддержать идеалистический монизм Платона, в котором заключалась вершина его рационализма. В последующих трудах проявляется все большее влияние пифагорейской философии, усиливающей его мистицизм и иррационализм».
В теории познания Платон отмечает вторичность чувственного познания, истину можно познать лишь разумным познанием – это познание, проникающее в мир идей. Ядро его концепции познания – теория воспоминания. Согласно ей, вечно существующая душа всегда была в мире идей и оттуда получила все знания до того, как обрести тело. Человек получает эти знания, если его душе удается отстраниться от телесности. Эту теорию демонстрирует диалог «Менон». По этой логике, научить чему-либо человека – значит принудить его душу вспомнить нужный опыт.
Платон делит душу на три иерархические части: разум (высшая часть), воля и благородные желания, влечения и чувственность. В человеке присутствуют все части, но одна из них преобладает в большей степени.
«Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней —в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья — в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая — в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой — быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая —тираном».
Здесь можно заметить, что по иерархии Платон ставит искусство в низших ступенях. Дело в том, что он считал его подражанием материальному миру, а не подлинному бытию – миру идей. Что касается этики, то большую роль в ней играет добродетель и набожность. Соблюдение добродетелей ведет к справедливости. В платоновской иерархии идей, где на высших ступенях стоят идеи красоты и добра, вместе с ними стоит идея набожности. Отсюда он строит теорию идеального государства. Идеальное государство – это общество, состоящее из следующих групп: правители – философы, стратеги – воины, производители – земледельцы и ремесленники. Эти три группы соответствуют трем иерархическим частям души. Также в идеальном государстве Платон выделяет 4 добродетели: мудрость (добродетель правителей и философов), храбрость (добродетель воинов), умеренность (добродетель народа) и справедливость (достояние всего государства). В соответствии со своей концепцией идеального государства он формулирует прогрессивные и регрессивные политические режимы (от самого приемлемого до менее приемлемого): платоновское идеальное государство (разумеется), аристократия, тимократия (власть нескольких правителей, держащаяся военными силами), олигархия (власть торговцев и ростовщиков), демократия и тирания (диктатура против аристократии).
Несмотря на последние годы своего творчества, которые характеризуются большим иррационализмом и приверженностью к пифагорейскому мистицизму, платоновское учение является первой рационально построенной системой объективного идеализма. Окончить эту статью стоит цитатой Ленина, которая остается до сих пор актуальной:
«Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм».
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429