К кошкам в Израиле относятся почти как в Индии - к коровам. Улицы Иерусалима полны очаровательных котеек по утрам и вечерам, когда нет испепеляющей жары. А ночью горящие кошачьи глаза светятся из каждой подворотни. Мало кто знает, но название "катафот" пришло из идиша и означает кошачьи глаза, светящиеся в темноте. Кошкам в Израиле хорошо. В городах нет бродячих собак, а теплый климат, обилие палаток с уличной едой, доступность морепродуктов, которые евреи считают некошерными и скармливают котикам, позволяет хвостатым жить естественной жизнью.
Дома у израильтян кошка - тоже желанный зверь. Их любят и балуют, а вот художница Елизавета Михайличенко, известная под псевдонимом Элишева Несис, сделала их основной темой своего творчества. Ее цикл "Коты и ангелы Иерусалима" завоевал массу симпатий зрителей по всему миру.
Вдохновила Елизавету на этот цикл ее гималайская кошка со сложной судьбой по кличке Кац. Она прошла через многие руки и художнице приходится разговаривать с нею на трех языках: английском, арабском и иврите. А на русском она может часами рассказывать о своей любимице.
На картинах Елизаветы кошки чаще всего соседствуют с ангелами, как самыми близкими им по духу существами. И сами картины полны мистики и философии. Коты смотрят на нас мудрыми глазами, полными понимания и сочувствия. Художница признается, что не пишет портреты кошек, а "разговаривает котами", ведь в глубине души каждого из нас "есть свои коты и свои ангелы".
Художником Елизавета стала не сразу, училась в медицинском и Литературных институтах одновременно, посещала вечернюю художественную школу. Переехав в Израиль тоже пробовала освоить разные специальности, но в итоге желание рисовать победило. Начинала Елизавета с работы графического дизайнера и иллюстратора, и посвятила этой деятельности много лет.
В один прекрасный момент появилось желание разложить свою жизнь по полочкам, и появились литератор Елизавета Михайличенко и художница Элишева Несис. Элишеве повезло больше. Ее прекрасно знают по выставкам во многих странах мира, а более двух сотен работ находятся в частных коллекциях США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Ирландии, Австралии, Израиля, России, Украины, Греции.
Элишева - член израильского Союза художников IPAA (Israeli Professional Artists Association). Картины художницы активно продаются и в России на сайтах различных галерей.
Свой стиль художница называет: «Нувоттакяразговариваю», а критики считают, что это "психологический экспрессионизм". Елизавета с ними не спорит, как никак, она - психиатр, а они бывшими не бывают. Как шутит художница, у людей на ее картинах частенько можно заметить психиатрические диагнозы, которые не мешают им радоваться жизни, эти люди просто иные.
"В психиатрии любой диагноз влечет за собой и горе, и радость. Иногда больной человек, который является источником горя для окружающих, переживает в этот самый момент прекрасные, яркие эмоции. Поэтому нет однозначного ответа. Это некое инакое состояние." - говорит об этом Елизавета.
Вместе со своим мужем Юрием Несисом Елизавета пишет театральные пьесы, где тоже фигурируют ангелы, бесы и коты. "Я пишу о людях, привлекая для этого кото-ангельские метафоры." - говорит она о своем творчестве, как художественном, так и литературном.
В сети известен еще один семейный проект Елизаветы и Юрия - «Виртуальный кот Аллерген». Главный герой которого - кот-поэт. Это "тонкий лирик с безбашенным драйвом и нежным, но стёбным сердцем, бретер и благородная душа. В чем-то cвoлoчь, как и положено коту. В чем-то гений, как и положено поэту". Эти стихи много лет были популярны в интернете и даже выходили в виде бумажных сборников.
Картины Елизаветы одинаково далеки и от классики, и от конъюнктурного современного искусства, но даже отъявленные нелюбители такого стиля не смогут отрицать, что коты у художницы просто замечательные.