Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологическая готовность к школе.

Сейчас на родителей будущих первоклассников оказывается колоссальное давление. Много информации о том, что ребёнок должен уметь к поступлению в первый класс, какими школьными навыками обладать и как их быстро и эффективно развить. К сожалению большинство этой информации не только фрустрирует, но и дезорганизует родителей. Повышающаяся тревога и стремление сравнить своего ребёнка с эталоном, о котором говорят в школе (развивающем центре, детском саду) или с Петей, Анжелой и Машей приводят к проигрышу. В погоне за поступлением в школу родители учат детей писать, читать и забывают о психологической готовности к школьному обучению. Нередко бывает, что ребёнок, который хорошо читает, может писать и считать имеет трудности адаптации в начальных классах. Давайте разберёмся на что стоит обратить внимание родителям.

Запас знаний, умений и навыков относится к педагогической школьной готовности. Да, на него чаще, чем на другие аспекты, обращают внимание не только педагоги в школах, но и сами родители. Стоит отметить что недостаточно просто научить ребёнка считать, писать буквы и читать слова, ребёнок должен хотеть узнавать новое, иметь возможность без вреда для своего здоровья обучаться и находиться в учебной среде. К сожалению педагогическое понимание готовности к школе (учитывающее знания, умения и навыки) не ориентируются на индивидуальные темпы развития ребёнка.

Для того чтобы успешно справляться с школьной нагрузкой необходимо достаточное физическое развитие и оптимальное состояние здоровья. Эти факторы обеспечат наличие сил для усвоения новых, сложных для ребёнка, навыков. Как без батарейки не работает смартфон, так и ребёнок не сможет в достаточной мере обучаться новому. Все силы будут уходить на попытки обеспечения мыслительных операций, а здоровье при этом будет страдать.

Биологический возраст не равен паспортному. Паспортный возраст ещё называют хронологическим, так как он считается от момента рождения до той точки во времени о которой идёт речь. А биологический возраст- это возраст развития человека, и ему свойственны индивидуальные различия в процессах роста и развития. И два разных человека рождённых в один день будут иметь одинаковый паспортный возраст и разный биологический. Несовпадение биологического и паспортного возраста является нормальным явлением. Исключением являются задержки психического и физиологического развития более полутора лет. Получается, что ориентироваться на паспортный возраст при поступлении в школу не стоит.

Психологическая готовность к школе учитывает индивидуальный темп развития детей. Часто родители спрашивают, как повысить мотивацию к учебе у ребёнка. А составляющая мотивации — это познавательный интерес, который должен сформироваться к началу обучения. Если он отсутствует или слабый, то школьный процесс может его и вовсе зарубить на корню.

Немаловажным является и эмоционально-личностная зрелость - развитие коммуникативных навыков способствует лучшей школьной адаптации. Ребёнку предстоит в новой среде общаться с большим количеством не только детей, но и взрослых. Не просто уметь, но и не бояться общаться с другими людьми - важное умение для первоклассника. Нужно обратить внимание как на индивидуальные черты личности, так и на умение регулировать свои эмоциональные реакции, чтобы оценить не только способность к адаптации, но и какая поддержка нужна будет ребёнку на первом году обучения.

Самым узнаваемым аспектом психологической готовности можно считать произвольность (способность к произвольной регуляции). Понимание наличия определённых правил, следование им и соблюдение режима важно не только для адаптации, но и для обеспечения почвы для усвоения знаний. Стоит обратить внимание способен ли ребёнок играть в игры с чёткими правилами, умеет ли он ждать, сможет ли он отложить игру и слушать учителя.

Если физическое самочувствие и энергетическое обеспечение работы головного мозга можно считать фундаментом, то зрелость высших психических функций(ВПФ) это кирпичики благодаря которым можно построить дом – обучение. Для того чтобы воспользоваться полученными знаниями и перенести их на новый вид деятельности наши ВПФ должны быть достаточно зрелыми. Например, малыш осваивает навык письма, он научился выводить крючочки, да даже буквы, но испытывает трудности при написании слов и предложений. И эти проблемы могут быть связаны как с недостаточной зрелостью моторных функций, незрелостью пространственных представлений так и низкими способностями к удержанию внимания.

Эмоциональная готовность родителя. Отношение родителя к школе, к педагогам, к вхождению своего ребятёнка в новый круг общения, считывается ребёнком и влияет и на его отношение к новому этапу жизни. Дети перенимают установки своих родителей, и делают они это без критики, то есть если у мамы негативный собственный опыт обучения в школе, она передаёт его ребёнку повышая риск возникновения трудностей адаптации. При подготовке к школе необходимо и взглянуть на свои страхи, негативные воспоминания и начать работать над их трансформацией.

Готовность ребёнка к школьному обучению — это тот уровень психофизического развития ребенка, при котором школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, трудностям социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Зачем родителям дошкольника обращаться к специалисту для проведения диагностики?

-чтобы комплексно оценить готовность своего ребёнка к школьному обучению

- составить индивидуальный план занятий при подготовке к поступлению в школу.

- оценить необходимость сопровождения и занятий со специалистом (психолог, логопед, дефектолог) на первом году обучения.

Автор: Ирина Владиславовна Бахтина
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru