Найти тему
Cat_Cat

Божественная вера индийского падишаха Акбара

Вижу, ты устал с долгой дороги в нашу столицу Фатехпур-Сикри, так что приглашаю тебя пересечь расписные двери этой Ибадат-ханы. Иначе это строение называют Молельным Домом. Здесь, на мягких диванах и персидских коврах, ты найдешь множество образованных улемов, истинных знатоков Корана, иезуитов из далекой Европы, проповедующих милосердную религию Христа, йогов, спустившихся с заснеженных Гималаев для участия в диспуте, брахманов, обладающих тайным знанием… Такое многообразие вер и возможность открытого диалога между ними стали реальностью благодаря мудрости и открытости всем знаниям Вселенной нашего падишаха — Акбара Великого. Я поведаю тебе историю о мудрейшем из правителей, когда-либо находивших земное воплощение.

Талантливый писатель Абу-ль-Фазиль преподносит Акбару исторический труд об эпохе его правления "Акабарнаме", 1596 год.
Талантливый писатель Абу-ль-Фазиль преподносит Акбару исторический труд об эпохе его правления "Акабарнаме", 1596 год.

Воистину, немногим народам посчастливилось иметь такого мудрого правителя в тот век. Страшным и прекрасным был XVI век от рождества Иисуса из Назарета. В Европейских землях в то время во всю пылали религиозные войны из-за ничтожных разногласий в трактовке Библии. В далеких землях русских на Севере царил страшный и могучий тиран Иван IV Грозный, считавший свои неисчислимые жестокости божьим промыслом. Государство Великих Османов, исповедовавшее веру Пророка суннитского толка, билось с Персией, объединившейся вокруг шиитского ордена Сефеви. В благословенной Индии в это время установился покой и мир между индусами и мусульманами, раджами и беями. Процветание искусства и религии смог обеспечить мудрый падишах Акбар. С языка арабов это слово переводится как «величайший», причем в абсолютной превосходной степени, и является одним из девяносто девяти имен Аллаха.

Акбар, сын падишаха Хумаюна и внук великого Бабура, потомка Тамерлана по отцу и грозного Чингисхана по матери, поистине оправдал свое высокое происхождение и имя, данное ему при рождении — Абуль-Фатх Джелалуддин Мухаммад Акбар, что с языка арабов можно перевести как «отец победы, совершенство меры, хвалимый, величайший». Он появился на свет 4 раджаба 949 года Хиджры или 1542 года от Рождества Христова в раджпутской крепости Умеркот, что возвышается грозными стенами в провинции Синд на западе Индии. Его отец Хумаюн в то время вел жестокую войну с индусскими раджами и предпоследним Делийским султаном Шер-шахом за завоевания своего отца Бабура, основавшего Империю Гурканьян, впоследствии названную португальцами Империей Великих Моголов. Много поражений пришлось пережить отцу Акбара, прежде чем ему удалось взять Дели в 1555 году и сместить Ислам-шаха, сына Шер-шаха, с индийского престола. Выполнив цель своей жизни, вернув земли Империи для своего сына, падишах Хумаюн покинул наш грешный свет всего через несколько месяцев.

14 февраля 1556 года тринадцатилетний Акбар был провозглашен шаханшахом – царем царей. Много славных побед одержал великий правитель. В течение долгих двадцати лет клинком точеным да войском сплоченным собирал он земли, принадлежащие ему по праву. Он разбил индусского царя Хема, подчинил многих раджей Индии, ханов и эмиров Средней Азии и построил огромную монолитную Империю на землях Пенджаба, Кашмира, Афганистана и северной половине Индостана. В своих походах Акбар не ставил целью грабежи и насилие над народом. Его главной задачей было единое государство, обеспечивающее защитой от врагов своих подданных.

«Правитель всегда должен стремиться к завоеванию, иначе его враги поднимут против него оружие» - так говорил падишах.

Лишь один раз оступился храбрый воин. Когда город Чинар, принадлежавший одному из многочисленных раджей, оказал невиданное ранее сопротивление войскам, Акбар разгневался и приказал истребить всех его жителей. После взятия города приказ шахиншаха был в точности исполнен – 20 000 человек отправились бороздить просторы Сансары в других телах. Было это в феврале 1568 года. Сие проявление неконтролируемого гнева заставило Акбара окончательно пересмотреть свои убеждения и завершило тот переворот в душе шаха, начавшийся за шесть лет до этого.

С ранней юности Акбар интересовался самыми главными вещами в этом мире – происхождением жизни и ее взаимосвязью со смертью, смысле существования, природе вещей, сущности души. Так получилось, что Акбар, будучи шахзаде (на Востоке так величают принцев), не смог освоить арабскую графику. Являясь одним из самых эрудированных людей своего времени, Акбар Великий так и не научился писать и читать. Это не мешало ему обладать крупнейшей библиотекой своего времени, которую он перевозил с собой в походах. Ученые мужи каждый вечер читали ему вслух и обсуждали различные произведения человеческой мысли, которыми так богаты Персия и Индия. Мир юноши перевернулся в 1562 году, когда его единокровный брат совершил покушение на его драгоценную жизнь. Тогда из беззаботного юноши он превратился в волевого мужа, готового служить людям для достижения благих целей. Именно тогда он понял, что его прежняя жизнь есть бессмысленный тлен и стал искать ответы на свои вопросы у мудрецов разных учений.

Этому способствовала свадьба по расчету в том же 1562 году. Царевна Джодх-бай была дочерью одного из раджпутских князей. Свадьбой с ней Акбар хотел заручиться их поддержкой в борьбе с врагами. Вопреки традициям он не принудил красавицу Джодх-бай принимать Ислам, а позволил ей остаться в родном для нее учении Индуизма. Брак по расчету перерос в нечто большее. Джодх-бай открыла мусульманскому правителю яркую традицию и культуру Индии, познакомила его с философскими положениями индуизма, пантеоном богов. На всю жизнь сохранил Акбар любовь к Джодхе, которая помогала ему принимать трудные решения в управлении государством, разделяла с ним горести и радости, была интересным собеседником. Своей красотой она затмила все 36 жен и огромный гарем Повелителя.

Джодха и Акбар.
Джодха и Акбар.

К 1575 году Акбар закончил долгую войну, восстановив империю своего деда Бабура. В честь победы он велел заложить город Фатехпур-Сикри неподалеку от столицы Великих Моголов – Агры. Толпы архитекторов и художников съехались на безлюдное до того место, где стояла одна лишь келья мудреца шейха Салима Чаишти, предсказавшего в 1569 году нашему Повелителю рождение долгожданного первенцы от любимой Джодхи. Мальчика назвали в честь шейха Салимом. В дальнейшем именно он унаследует власть отца под именем Джахангир, что значит «завоеватель Вселенной» на персидском языке. За несколько лет мастера возвели поистине впечатляющую столицу Империи Гурканьян. Это был монументальный комплекс дворцов, храмов различных религий и административных зданий. Одной из первых построек в Фатехпур-Сикри становится этот самый Молельный Дом – Ибадат-хана. Это величественное здание с куполом, где собраны великие произведения искусства Востока. Здесь Акбар собирает известных мыслителей многих религий и устраивает мирные дискуссии между ними, в которых участвует сам. Он страстно жаждет достичь истины. Результатом работы Ибадат-хана стала новая синкретическая религия, пророком которой провозгласил себя шах Акбар. Имя новой веры - дин-и илахи. С фарси это название переводится, как «божественная вера».

Религиозный диспут в Ибадат-хане.
Религиозный диспут в Ибадат-хане.

В 1582 году Акбар испытывает второй душевный кризис в своей жизни. Падишах заболевает изнутри, однако забота любящей Джодхи и лекарей различных школ помогает ему встать на ноги преображенным. В марте того же года падишах Акбар провозглашает создание учения дин-и иллахи, которая должна была стать единой религией Индии, а затем и всего мира. Он объединила в себе доктрины ислама, индуизма, джайнизма и христианства, а также вобрала некоторые элементы буддизма и зороастризма. Бог един и он Аллах. Аллах проявляется во множестве сущностей – индуистских божествах, таких, как Кришна, Вишну, Шива и другие. Отправной точкой всего сущего и источником жизни является Солнце – главное проявление Аллаха. В честь Солнца последователями новой доктрины производились обряды огнепоклонства – заимствование из зороастризма. Также провозглашался принцип Сансары и возможности достижения Нирваны – эти положения взяты из джайнизма и буддизма. Христианство подарило новой доктрине учение о любви ко всему сущему и единому Богу, покорности, милосердии и смирении. Принесение в жертву животных, как, например, убийство баранов в честь праздника Курбан-Байрам, были запрещены. Употребление мяса свиньи запрещено по исламским принципам, убийство священных коров и употребление говядины по индуистским. Шесть месяцев в году убийства и поедание животных были запрещено вообще, как недопустимое действо. Последователи новой доктрины носили на поясе брахманский шнур и рисовали точки на лбу – бинди, знак правды в индуизме. Приветствием в молельном доме являлась фраза «Аллаху Акбар!», приобретавшая в Ибадат-хана двойное значение. С одной стороны, она означала «Аллах Велик!», но с другой «Аллах и Акбар!», ведь падишах носил именно это имя.

Акбар охотится на львов.
Акбар охотится на львов.

Немало врагов заработал себе Акбар на проповеди новой веры. В основном это были исламские богословы, не терпящие многобожия и трактовок Корана, отличающихся от общепринятых. Никто из них не подвергся гонениям и не был наказан. Мудрый правитель и действовал мудро. Одному из них, историку Бадауни, Акбар поручил перевод древнего эпоса «Махабхарата» на персидский язык. Будучи правоверным мусульманином, Бадауни все же не мог ослушаться воли Повелителя и целями днями работал над переводом. Ночью, чтобы смыть с себя грех работы с этим языческим писанием, Бадауни проводил в омовениях и молитвах к Аллаху. В результате он умер от истощения. Другие говорят, что перс все же познал своим умом единство двух религий и уверовал в учение Акбара.

Новое учение было сложным для понимания простого народа, однако Акбар никогда не навязывал ее силой. Число последователей дин-и иллахи никогда не было более девятнадцати человек из приближенных падишаха. Некоторые из них были визирями. Это было сплоченное братство, ставящее своей целью улучшение всех сторон жизни отдельных людей и целых народов. С подачи Акбара развернулась масштабная кампания по переводу религиозных текстов. Такие шедевры индийской литературы, как поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», были переведены на персидский язык, а Коран и многие персидские сочинения на урду - современный язык индийских мусульман. Даже Библия была переведена на фарси при дворе Акбара. Шах выделял огромные деньги на строительство храмов разных конфессий по всей Империи. Также он оказывал покровительство поэтам и художникам. При его дворе состояло более 700 талантливых литераторов из разных уголков света. Литераторами было переведено более 40 000 книг. Каждую неделю ему приносили произведения живописи, и падишах щедро одаривал наиболее талантливых художников. Повелитель уделял особое внимание живописи, так как считал, что именно она может передать то божественное, чего так искали члены братства дин-и илахи. Он охотно позировал художникам для своих портретов и заказывал портреты своих приближенных. Через монахов-иезуитов, находившихся при его дворе, падишах имел представление и о европейской живописи того времени.

Вот я и поведал тебе историю нашего Великого Падишаха, путник. Ты можешь продолжить свой путь дальше, сохранив дух дин-и иллахи в своем сердце. Я бы желал напутствовать тебя словами Акбара:

«Следует заметить, что благодатью Господней отмечены все религии, и необходимо приложить все усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех».

В эту чашу ты можешь опустить небольшое пожертвование скромному бродячему дервишу: карта ВТБ 2200 2404 0484 2037 (Данила Дмитриевич К.)

Автор: Дэнни Кут