Найти в Дзене

Из переписки композитора Армена Мерангуляна со слушателями его музыки.

"Роберт Фишер в последние дни своей жизни якобы попросил фотографию своей матери и так с нею в руке и умер. Хочется верить, что он сумел простить её и сам многое осознать и с тем упокоился".

О Симфонии № 9 «Жизнь творца» Армена Мерангуляна, посвященной Роберту Джеймсу Фишеру (Robert James Fischer) к пятой годовщине со дня его смерти.



@friedaleucht4938

«Чувство – язык души. Ваш авторский почерк в этом произведении, как всегда, очень узнаваем. Его трудно спутать с чьим-то другим. Изящная вязь мелодии, в которой смешались печаль и нежность, сострадание и любовь. Это щемящий душу рассказ о горестях и непонимании, о ранимости и об одиночестве души. Но эта мелодия сопереживания развивается на угрожающем фоне, в котором чувствуется холод, враждебность и деструктивность... Так и я понимаю трагическую фигуру одиннадцатого чемпиона мира по шахматам. Гений в искусстве стратегического мышления на шахматной доске, он был в жизни по-детски наивным и невероятно категоричным человеком. Помню, газеты рассказывали о его диковинных эскападах, кричащем стиле одежды, жестоком, чуть ли не адистском обращении с людьми. Он требовал для себя эскортов и охраны, какие предусматривались для политиков высшего эшелона власти, самых дорогих гостиничных номеров, вообще всегда ставил бесконечное число условий и притязаний. Про его болезненную мнительность и подозрительность я уже не говорю. Будучи по матери евреем, воспитал в себе, как и Карл Маркс в своё время, непримиримый антисемитизм. Кстати, в конце жизни отпустил волосы и бороду, став даже внешне похожим на Маркса... Его приверженность к различным теориям заговоров комментировать не хочется. Она вызывает у меня ассоциации с рассказом Кафки «Нора». Паранойя, клинический случай. Пример компенсации и саморазрушения. Поэтому в этом произведении Вы для меня – главное действующее лицо. Вернее, Ваши сострадание, сочувствие, теплота, понимание и любовь. Если бы у Фишера всё это было в детстве, в семье, он, возможно, стал бы не только великим шахматистом, но и счастливым человеком. То есть, человеком с космическим сознанием, распознавшим и реализовавшим свой потенциал. Счастье – это не цель, а результат.
Ещё Эпиктет считал, что счастливыми нас делают не внешние обстоятельства, а наше правильное отношение к действительности. То есть наше адекватное представление о людях и о мире. Если бы Бобби Фишер ещё в детстве научился видеть, любить и ценить хорошее, то есть научился бы испытывать чувство благодарности, то он наверняка не стал бы тем озлобленным на весь мир отшельником, каким он стал в конце своей недлинной жизни. В детстве он испытал много лиха. Но он вырос здоровым, красивым, щедро одарённым необыкновенными аналитическими способностями человеком. Разве это не прекрасные исходные данные для благодарности судьбе? Для того, чтобы творить, с помощью своей известности, добро, помогать людям? ...Когда он начал сознавать себя как личность, Вторая мировая война с её неисчислимыми ужасами была уже в прошлом. Ему повезло жить в послевоенном мире, в то время, когда раны войны начали затягиваться, когда у людей опять появились надежды, мечты о счастливой жизни. Он предпочёл видеть только дурное, подвох, был циником, который всюду искал только подтверждений тому, как этот мир плох. Его недоверие ко всему было так велико, что он не мог не стать самой главной жертвой своего негативного мышления. Как известно, он страстно ненавидел Америку. Но не потому ли, что он свою родину на самом деле так же страстно любил, а она, на его взгляд, не отвечала взаимностью? Но дело, конечно, было не в Америке, не в глобальном еврейском или коммунистическом заговорах, а в нём самом. Однако копание в чужой душе не имеет смысла. К сожаленью, не могу найти старый Шпигель, в котором однажды прочитала, что Роберт Фишер в последние дни своей жизни якобы попросил фотографию своей матери и так с нею в руке и умер. Хочется верить, что он сумел простить её и сам многое осознать и с тем упокоился. Посвящённая ему музыка – очень благородный, красивый жест сына человеческого, умеющего не только критиковать этот мир, но и делать его для всех нас лучше, более пригодным для жизни. Вот моя любимая цитата, раз уж речь зашла об Эпиктете: «Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, – твори благодеяния добровольно – и будешь любим, как солнце.»