Хороший художник может рассказать интересную историю. Даже не используя слов. Это в большей степени относится к жанровым картинам. И мне кажется, что они, в какой-то мере, даже лучше книг. Ведь каждый зритель может придумать свою историю.
В конце 19 века получил популярность в живописи жанр, характеризующийся сознательно двусмысленным изображением ключевого момента в повествовании, который может быть истолкован несколькими различными способам. Такие картины стали называть "проблемными".
Об одной такой картине сегодня и рассказ.
Это картина Бертольда Вольце (1829 - 1896), немецкого художника-жанриста и профессора живописи. Называется картина "Надоедливый джентльмен". Написана она в 1874 году, и ныне находится в Немецком историческом музее в Берлине.
Картину можно отнести к жанру "проблемных картин". Ведь каждый может "сочинить" к ней собственную историю.
Действие происходит в железнодорожном вагоне. За окном виден пейзаж.
За окном, скорее всего, конец лета или самое начало осени. Листья берез чуть-чуть тронуты желтизной.
В центре картины молодая девушка.
Она одета в манере среднего класса: черный плащ поверх черной рубашки на пуговицах и черная юбка. У нее черный ободок для волос, черные перчатки, а ее черная шляпа лежит рядом с ней.
Все это дает предположение, что девушка одета в траурную одежду. А если внимательно посмотреть её лицо, то можно увидеть сбегающую по щеке слезу.
Весь её вид говорит, что не так давно произошла трагедия - кто-то из близкий ушел из жизни.
В силу возраста, вряд ли она похоронила мужа. Скорее всего, кого-то из родителей. Я думаю, что отца, с потерей которого для девушки начнется другая жизнь.
В эту жизнь она и направляется. Что может ждать молодую девушку, у которой нет ни защитника, ни богатого наследства? Самое лучшее - это работа гувернантки.
Предполагаю, что на место новой работы она и направляется. Ведь путешествует она одна и с багажом.
На пустом сиденье рядом с ней лежит пухлая дорожная сумка, украшенная реалистичным изображением розы среди листвы.
В руках небольшой кошелек с небольшой суммой денег, что выделили девушке на дорогу.
О том, что девушка уезжает надолго, сообщает ящик с вещами, стоящий на противоположной скамье.
Одиноким девушкам в поезде путешествовать опасно. Ведь ею могут заинтересоваться непорядочные личности. Что и случилось в этой картине.
Назойливый джентльмен перегнулся через деревянную перегородку сиденья и попытается вовлечь в разговор печальную девушку.
Он одет в безупречный костюм с галстуком-бабочкой, носит очки, модную шляпу и курит сигару. На лице слащавая улыбка.
Он явно доволен собой, и напоминает мне кота Базилио.
Возможно, он не преследует никаких непотребных целей, а просто желает развеселить девушку. Но что-то мне подсказывает, что это не так.
Интересен на картине и еще один персонаж - мужчина в углу картины.
Этот персонаж из категории людей, которые ничего не видят и ничего не слышат. Он отвел глаза, не желая отдернуть надоедливого джентльмена.
Чем закончится эта история? Каждый может придумать свой финал. Художник и не планировал раскрыть его. Ведь он писал "проблемную картину".