Автомобильный спорт в СССР берет своё начало в 1930-е годы. Именно тогда появились первые советские гоночные автомобили и стали проводиться автомобильные соревнования. Развитие автоспорта было призвано демонстрировать достижения советского автопрома и поднимать престиж страны.
Первое автомобильное ралли на территории СССР состоялось в 1930 году по маршруту Москва – Харьков – Москва. Гонщики участвовали на собственных автомобилях отечественного и зарубежного производства. Победителем стал экипаж на Austin.
В 1934 году прошла первая гонка по льду Чудского озера под Ленинградом. Это было ралли на регулярность, победу в котором одержал экипаж ГАЗ-А. Также в 1930-е годы проводились ралли Харьков – Москва, Москва – Карпаты – Москва и другие.
Старейшим автомобильным соревнованием СССР является ралли «По дорогам Севера», которое проводится с 1937 года. За рулём первых советских гоночных автомобилей соревновались такие легендарные пилоты, как Я. Мельников, Б. Кузмин, М. Слипенчук.
В довоенные годы советские гонщики участвовали на серийных легковых автомобилях ГАЗ и ЗИС, а также на гоночных модификациях ГАЗ-А и ЗИС-101А с форсированными моторами. Также в гонках использовались автомобили собственной постройки с открытыми кузовами на базе ГАЗ-А и ЗИС-5.
В 1950-е годы началось систематическое проектирование специальных гоночных автомобилей в СССР. Были созданы ГАЗ-20 «Победа спорт», М-20 «Победа», Д4 и другие модели для кольцевых гонок и ралли. Успешно выступала команда завода МЗМА.
Особо стоит отметить автомобили для гонок «Формулы-1» СМЗ S-16 и для ралли Эстония-6. Это были полноценные гоночные болиды с оригинальной конструкцией. На них советские гонщики достигали успеха на международной арене в 1950-1960-е годы.
В 1960-1970-е годы в СССР существовала отдельная серия спортивных автомобилей ЕрАЗ, включавшая модели для кольцевых гонок, ралли-рейдов, кроссов и других соревнований. Успешно выступала команда завода ЛуАЗ.
Таким образом, советский автоспорт берёт начало в 1930-е годы. Первые гоночные автомобили СССР создавались на базе серийных моделей ГАЗ и ЗИС. В дальнейшем появились специальные спортивные машины отечественной разработки, на которых советские гонщики добивались значимых побед. Автоспорт играл важную роль в развитии отечественного автопрома