Найти в Дзене
Это Краснов

800+ тысяч «электричек». Почему Норвегия стала самой элекромобильной страной в мире

Когда-то одной из самых популярных машин был Nissan Leaf
Когда-то одной из самых популярных машин был Nissan Leaf

Если отсортировать страны по доле электромобилей, на первом месте будет не США или Китай, а Норвегия. В прошлом году доля электромобилей среди новых машин достигла 82,4%, и в топ-5 самых популярных моделей — четыре электромобиля (Tesla Model Y, Volkswagen ID.4, Skoda Enya, Toyota bZ4X). В 2024 году доля электричек должна достичь 95%, а в 2025 году — 100%. Таков план, к которому Норвегия идёт уже порядка 15 лет, и он кажется выполнимым. Я был Норвегии в 2014 году, и уже тогда количество электромобилей казалось аномальным, хотя тогда их доля составляла всего 14% от продажи новых машин.

Th!nk City — это собственный электромобиль Норвегии. Хитом он не стал, и производился с 2008 по 2011 годы, но, попробовав его, многие перестали воспринимать электромобиль чем-то фантастическим
Th!nk City — это собственный электромобиль Норвегии. Хитом он не стал, и производился с 2008 по 2011 годы, но, попробовав его, многие перестали воспринимать электромобиль чем-то фантастическим

Норвежское чудо случилось в основном из-за целенаправленных усилий правительства. В отличие от многих стран Европы, в Норвегии очень высокие ввозные пошлины на автомобили, и в принципе уровень цен кажется запредельным даже для Западного мира: страна разбогатела на нефти и может позволить себе задранный уровень цен. Это открыло возможности для стимулирования продаж электромобилей за счёт разного рода демпинга, как при покупке (скажем, на электрички освободили от 25-процентного НДС), так и при езде — для электромобилей в Норвегии почти всё бесплатно. В 2023 году часть льгот отменили, поэтому рост доли электромобилей несколько замедлился, но всё равно остался плюсовым.

В 2014 году мы ездили на Skoda Yeti, а сейчас самая популярная Skoda там — это электрическая Enya
В 2014 году мы ездили на Skoda Yeti, а сейчас самая популярная Skoda там — это электрическая Enya

Норвегия имеет развитую сеть из 23 тысяч зарядных станций, но, что интересно, скоростных тесловских суперчарджеров немного. Самый популярный способ зарядки в Норвегии — переменным током через разъем Type 2. Есть зарядные станции CHAdeMO и CCS2, но мощностью всего 50 кВт. Кстати, Норвегия отнюдь не карликовая страна, например, от Бергена до Тромсо — более 1800 км.

Что касается климата, то формально Норвегия находится на широтах примерно от Ярославля до Мурманска, но равнять её с Россией (особенно Уралом и Сибирью) нельзя, потому что Гольфстрим хорошо отапливает населённое побережье. В заполярном Тромсо в февраля было около ноля и викинги ходили без шапок. Но при удалении от берега на 100 км температура падала на 10 градусов, так что есть в Норвегии и очень суровые места, просто они не так заселены.

А вообще очень красивая страна, которую действительно не хочется портить выхлопами
А вообще очень красивая страна, которую действительно не хочется портить выхлопами

По состоянию на 2022 года в Норвегии было 817 500 электрических машин, что для страны с населением в 5,4 млн человек является впечатляющим результатом. В пересчёте на население России это был бы уровень в 22 млн электричек, то есть почти половина всего нашего автопарка.

Опыт Норвегии в деле электромобилизации часто не считают репрезентативным: дескать, страна богатая, малонаселённая, без собственного автопрома — может себе позволить. С другой стороны, скепсис против электромобилей в Норвегии был не меньше, чем в любой другой.

Наследие былых времён, от которого норвежцы стремятся избавиться
Наследие былых времён, от которого норвежцы стремятся избавиться

Ну, а если нужен пример крупной страны с высокой электромобилизацией, то в одном из следующих постов расскажу про Китай: там идёт электро-революция без всяких оговорок.