Если отсортировать страны по доле электромобилей, на первом месте будет не США или Китай, а Норвегия. В прошлом году доля электромобилей среди новых машин достигла 82,4%, и в топ-5 самых популярных моделей — четыре электромобиля (Tesla Model Y, Volkswagen ID.4, Skoda Enya, Toyota bZ4X). В 2024 году доля электричек должна достичь 95%, а в 2025 году — 100%. Таков план, к которому Норвегия идёт уже порядка 15 лет, и он кажется выполнимым. Я был Норвегии в 2014 году, и уже тогда количество электромобилей казалось аномальным, хотя тогда их доля составляла всего 14% от продажи новых машин.
Норвежское чудо случилось в основном из-за целенаправленных усилий правительства. В отличие от многих стран Европы, в Норвегии очень высокие ввозные пошлины на автомобили, и в принципе уровень цен кажется запредельным даже для Западного мира: страна разбогатела на нефти и может позволить себе задранный уровень цен. Это открыло возможности для стимулирования продаж электромобилей за счёт разного рода демпинга, как при покупке (скажем, на электрички освободили от 25-процентного НДС), так и при езде — для электромобилей в Норвегии почти всё бесплатно. В 2023 году часть льгот отменили, поэтому рост доли электромобилей несколько замедлился, но всё равно остался плюсовым.
Норвегия имеет развитую сеть из 23 тысяч зарядных станций, но, что интересно, скоростных тесловских суперчарджеров немного. Самый популярный способ зарядки в Норвегии — переменным током через разъем Type 2. Есть зарядные станции CHAdeMO и CCS2, но мощностью всего 50 кВт. Кстати, Норвегия отнюдь не карликовая страна, например, от Бергена до Тромсо — более 1800 км.
Что касается климата, то формально Норвегия находится на широтах примерно от Ярославля до Мурманска, но равнять её с Россией (особенно Уралом и Сибирью) нельзя, потому что Гольфстрим хорошо отапливает населённое побережье. В заполярном Тромсо в февраля было около ноля и викинги ходили без шапок. Но при удалении от берега на 100 км температура падала на 10 градусов, так что есть в Норвегии и очень суровые места, просто они не так заселены.
По состоянию на 2022 года в Норвегии было 817 500 электрических машин, что для страны с населением в 5,4 млн человек является впечатляющим результатом. В пересчёте на население России это был бы уровень в 22 млн электричек, то есть почти половина всего нашего автопарка.
Опыт Норвегии в деле электромобилизации часто не считают репрезентативным: дескать, страна богатая, малонаселённая, без собственного автопрома — может себе позволить. С другой стороны, скепсис против электромобилей в Норвегии был не меньше, чем в любой другой.
Ну, а если нужен пример крупной страны с высокой электромобилизацией, то в одном из следующих постов расскажу про Китай: там идёт электро-революция без всяких оговорок.