1. В этом году 9 класс понес существенную потерю: Никита переехал в город к бабушке и дедушке и пошел в городскую школу. Все же он приезжает на выходные к нам, я с ним иногда встречаюсь, расспрашиваю о новой жизни: интересно же. Никита приехал к нам в 5 классе из Москвы, проучился у нас 4 года и вот уехал. В городской школе он прижился, учится так же хорошо, как и у нас, судя по соцсетям, нашел новых друзей.
Всю неделю он был на больничном, в общем, уже выздоровел, но справка у него до пятницы, вот он и пришел к нам в гости. Девчонки на него налетели, одноклассники обступили, проходившие мимо учителя тоже останавливались, чтобы поздороваться и поговорить.
А у нас как раз урок литературы. Я говорю: айда к нам на урок, там и пообщаемся. После обычных расспросов я, естественно, о своем: что вы изучаете сейчас на уроках русского, а по литературе небось уже Лермонтова изучаете, а мы все с Онегиным колупаемся. Он сначала что-то говорил невнятное, а потом махнул рукой и говорит:
-Ничего мы на русском не изучаем, просто сидим на уроках, нам дают какие-то тесты для подготовки к ОГЭ, мы их решаем и все. А по литературе изучаем все подряд, все сразу, или уж ничего не изучаем - не знаю. Знаю, что всем задали учить наизусть "Письмо Татьяны".
-А мальчикам зачем учить письмо Татьяны? - спрашиваю. - Почему бы не выучить письмо Онегина?
Вопрос риторический. Дальше ребята спрашивают, какие стихи Пушкина они учили. "Памятник" учили? Никита неуверенно: кажется, да. А "Я помню чудное мгновенье", "Пророк"? Точно нет.
-Езжайте учиться в город, - говорю я им, - смотрите какая лафа.
-Нет, - смеются, - нам и тут хорошо. Смотрят на Никиту с превосходством.
Вся описанная сцена выглядит как какое-то бахвальство: вот, мол, какая я молодец, но девятиклассники и правда молодцы: учат стихи, выполняют огромное количество разных заданий по русскому языку, с удовольствием копаются в текстах, хорошо разбираются даже в самых сложных темах. И это им нравится, что самое интересное. Я в учительской хвастаю, что у нас в институте на филфаке далеко не все так хорошо разбирали сложное предложение, как они.
Никита сам напросился читать "Евгения Онегина", и мы с радостью дали ему книгу. Вот он и читал весь урок 7 главу. Прочитает часть - поговорим, обсудим, потом дальше.
А какой это для меня кайф - в очередной раз читать и слушать "Онегина". На их попытку нытья, что невозможно выучить наизусть такой большой текст, как письмо Татьяны или Онегина, говорю, что все возможно. Я знаю наизусть все четыре отрывка: два письма и два ответа - рассказала, доказала. И главное, как здорово их знать. Так хочется, чтобы до них дошло: знать наизусть много стихов - это удовольствие, привилегия.
2. У шестиклассника Коли сегодня день рождения. Вчера на уроке я поздравила его с предстоящим праздником, подарила книгу, шоколадку. Потом уже, после уроков они собираются домой и я говорю ему; "Ты уже, наверное, сегодня начнешь праздновать? Все же 14 лет, совсем взрослый, паспорт будешь получать". Улыбается довольный. "Мы завтра вечером к дедушке пойдем, он баньку затопит, мы попаримся в баньке и там же, у дедушки, будем праздновать, чай с тортом пить", - говорит мечтательно. Такие нехитрые радости.
У Коли уже очень давно умерла мама, их с младшим братом воспитывает отец, товарищ довольно неадекватный, проблемный. Как-то еще в начальной школе он избил его до синяков по всему телу за испачканные или порванные штаны. Долго разбирались с ним, он отпирался, но все же немного приутих. Не слишком обижает мальчишек - и на том спасибо, большего от него ждать не приходится.
3. На уроки русского языка в 9 классе подбираю сложные предложения для анализа, как обычно, в любимой книге "Антология мудрости". И вот подборка новых афоризмов на разные виды подчинения придаточных:
- Лицо врага пугает меня, когда я вижу, как оно похоже на мое собственное.
- Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.
- Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное словцо застревает в ухе дурака, которому ты его сказал.
- Будьте осмотрительны в выборе того, кем вы притворяетесь, ибо вы и есть тот, кем вы притворяетесь.
- Человеку постоянно нужно нечто, что помогало бы ему жить, что мешало бы ему жить и что он мог бы преодолевать.
- Когда людей начнут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения.
И предостерегающее:
- Избави Бог, чтобы человек, учителем которого является вся природа, должен был сделаться куском воска, чтобы на нем отпечатал свой возвышенный образ какой-нибудь профессор.