Найти тему

Новый фильм "Мастер и Маргарита" впечатляет и раскрывает новые грани бессмертной книги Булгакова

Дорогие друзья!

Хочу поделиться с вами своими мыслями после просмотра новой экранизации бессмертного творения Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - нового фильма, который на днях вышел на большие экраны.

Эта красивая снятая с голливудскими спецэффектами картина от режиссёра Михаила Локшина мне понравилась, как и первые две вышедшие ранее в нашей стране экранизации по книге "Мастер и Маргарита" - фильмы режиссёров Юрия Кары (1994г.) и Владимира Бортко (сериал, 2005г.). Каждый из этих фильмов, на мой взгляд, хорош по-своему, и, понятно, что каждый режиссёр делает акцент на том, что его самого больше всего затрагивает в книге Булгакова.

У меня нет желания обсуждать и сравнивать художественные достоинства данных фильмов, игру актёров и тому подобное. Это и так широко обсуждается в разных статьях на Дзене и на других ресурсах, к сожалению, часто с большой долей недоброжелательной критики в адрес создателей нового фильма - режиссёра, сценариста и актёров. Хотя я видел и много положительных отзывов тех, кому нравится новый взгляд на классику, ведь произведение настоящего мастера пробуждает желание искать истину самому и не даёт однозначных ответов.

Настоящее произведение искусства, на мой взгляд, пробуждает высокие и светлые чувства и затрагивает глубинные струны души, которая откликается голосом совести и интуиции, мелодиями любви и доброты. Тогда очищенные с их помощью разум и сердце начинают сами находить правильные ответы на вечные вопросы - есть ли душа, Бог, какова цель жизни, что такое жизнь и смерть, что значит жить по совести, любить и тому подобные.

Я бы хотел лишь высказать свои мысли по поводу того, как в произведении Булгакова показано, на мой взгляд, взаимодействие физического мира людей и тонкого мира и его сил, а также влияние Высшей Силы на все происходящие процессы на Земле и в астральном мире. Конечно, это моё видение, сформированное моим опытом и знаниями, полученными из первоисточников различных духовных традиций, и я не претендую на истину в последней инстанции.

Возможно, Булгаков имел в виду нечто иное, и каждый читатель, как и каждый из режиссёров фильмов, снятых по мотивам его книги, обладает правом иметь своё мнение о том, какие же истины пытался донести своим читателям писатель через своё многосложное и многоуровневое произведение.

Булгаков писал эту великую книгу много лет, до самого конца своей жизни (а жил он на Земле с 1891г по 1940г.), но так и не смог её завершить, наверное, потому что вместе с развитием и взрослением его души менялось и его видение Истины. Окончательную редакцию книги для публикации сделала вдова писателя Елена Булгакова, и лишь в конце 60-х годов книга была впервые напечатана в СССР.

Творческие муки писателя при работе над книгой вполне объяснимы, ведь как говорят мудрецы, истину нельзя в полной мере выразить в словах. "Мысль изречённая есть ложь", - сказал поэт Тютчев. Истину можно только пережить как опыт соприкосновения с чем-то Высшим, Божественным, со своей душой, как опыт её пробуждения и единения со своим вечным Источником!

Переживание такой Истины - дело непростое, его можно достичь искренним духовным трудом, глубокой работой над собой с помощью практик, пробуждающих душу, - например, молитвы, медитации, йоги, бескорыстного служения. В восточных духовных традициях считается, что для успешной практики необходимо руководство компетентного духовного Мастера, который прошёл до конца Путь к Себе.

Актёры нового фильма "Мастер и Маргарита". Фото из Интернета
Актёры нового фильма "Мастер и Маргарита". Фото из Интернета

Все гениальные творческие люди пытаются донести свою истину с помощью художественных средств, так как их душа уже пробуждена в большей или меньшей степени и поэтому чувствует непреодолимую потребность в самореализации. Ведь творческая энергия - это энергия души, жаждущей самовыражения ради блага других душ.

У таких творцов появляется потребность поделиться своим видением мира, чтобы побуждать другие души жить более осознанно, следуя нравственным принципам, законам, данных великими Учителями человечества, такими, например, как Иисус Христос, Будда, Кришна и другими подобными Светочами Истины и Любви.

Я думаю, именно поэтому для булгаковского Мастера было важно передать людям историю о Иешуа и Пилате, в которой через их диалоги выражены, на мой взгляд, многие глубокие истины.

Когда я в молодости прочитал книгу "Мастер и Маргарита", это дало мощный толчок моим духовным поискам, а также вдохновило меня изучать первоисточники различных духовных традиций, в которых святые разных культур и времён говорят об Истине как о своём опыте самопознания и Богопознания и побуждают другие души следовать за ними.

Я благодарен гениальному, на мой взгляд, автору данного романа, который через свою книгу передал мне сильный импульс к саморазвитию и поиску себя и своего предназначения.

Хотя, как известно по свидетельствам современников писателя, Михаил Булгаков был далеко не святым, злоупотреблял алкоголем и наркотиками и не был образцом нравственности. Но духовные Учителя советуют не искать в других недостатки и не осуждать их за это, а учиться видеть в других душу, которая совершенна и обладает всеми достоинствами.

Судя по книгам Булгакова, его душа, несмотря на все взлёты и падения, всё же всегда стремилась к Свету (Булгаков как и Чехов в молодости был врачом, что говорит о его желании уже с раннего возраста служить людям), а его сильный разум был способен выражать разные грани открывавшейся ему истины через его литературное творчество.

Книга "Мастер и Маргарита" побудила меня внимательно изучать "Новый Завет", и я не нашёл в нём каких-то серьёзных противоречий (может быть, потому что я их не искал!) с видением Булгакова тех исторических событий, которые были связаны с последними днями пребывания Иисуса на Земле в физическом теле.

Разве что, в книге Булгакова и в Евангелиях даны разные трактовки того, как закончил свою земную жизнь Иуда - "помог" ли ему в этом Понтий Пилат или же, согласно канонической версии, он, осознав подлость своего предательства Учителя, сам повесился из-за угрызений совести.

Многие люди, жившие в булгаковское время - в период построения раннего социализма - были заражены вирусом неверия в существование Бога, поэтому перестали жить согласно священным заповедям, а стали видеть смысл жизни в наслаждении материальными благами и верить в возможность построения коммунистического рая на Земле, в котором не нужен Бог, так как его место заняли вожди пролетариата.

В новом фильме символично показано, что на месте разрушенного после революции храма Христа Спасителя высится похожий на вавилонскую башню Дом Советов с гигантским памятником Ленину на вершине. Такой проект действительно существовал, но по воле Бога не был реализован, как и другой подобный проект - вавилонская башня - символ человеческой гордыни и отрицания Бога.

Как мы знаем, храм Христа Спасителя был отстроен заново и вернулся на своё место, став в новое время символом возрождения духовной жизни в России. Наверняка, книга Булгакова помогла многим осознать эту необходимость - вернуться к своим духовным истокам и вспомнить своё главное предназначение - вернуться к Богу и жить согласно Его воле, то есть жить осознанно, всё больше пробуждаясь как душа.

Хотя мне нравится Ленин как человек, отдавший жизнь за реализацию своих в общем-то благородных идей. Он был искренним борцом за справедливость, у него были хорошие мотивы. Он хотел помочь людям жить лучше, как он это понимал, построив рай на Земле - коммунизм.

Вождь русской революции хотел сделать счастливыми часть людей, тех, кто по его мнению этого заслуживал, в первую очередь, пролетариат. Правда, для этого требовалось уничтожить другую часть общества - священников, дворян, деятелей науки и культуры, представителей интеллигенции, зажиточных крестьян и остальных - всех тех, кто мыслил иначе, чем было разрешено партией, а значит, не достойных лучшего будущего и мешающих его построению.

"Цель оправдывает средства" - девиз тех, кто готов идти на любые людские жертвы для реализации своих идей. Как гласит известная пословица, благими намерениями выстлана дорога в ад.

Без Бога, Его духовных основ и заповедей идеальное общество построить не получилось, как мы смогли это увидеть на примере социального эксперимента, проведённого воинствующими атеистами-большевиками в нашей стране.

Ведь законы нравственной или осознанной жизни, как и совесть, даны нашей душе свыше от Бога, без связи с которым душа и совесть спят во тьме невежества, а люди превращаются в бездушные и послушные винтики гигантской государственной машины, подавляющей с помощью страха и репрессий любые ростки свободомыслия и стремления к настоящей духовной жизни и к Богу.

Великий писатель Достоевский сказал в одной из свои книг: "Если Бога нет, тогда всё дозволено!". То есть, если человек думает, что он не несёт ответственности за свои действия, даже если он причиняет страдания другим, тогда он способен на любые подлые поступки ради своей выгоды и угождения своим ненасытным к материальным удовольствиям чувствам и эгоистично настроенному уму.

Но душа настоящего Мастера не может просто приспособиться к законам социума, если они противоречат высшим законам Бога! Пробуждённая творческая душа неудержимо стремится выполнять свою миссию на Земле по воле Бога, пытаясь найти родственные пробуждающиеся души, чтобы передать им частичку своей любви и мудрости и побудить их к более осознанной жизни.

Социум, где воцарилось безбожие, сминает Мастера под колёсами бездушной репрессивной машины, представленной как сотрудниками госбезопасности, так и литературной элитой того времени, которая приспособилась к требованиям власти и отреклась от высоких духовных идеалов ради сытного места возле социальной кормушки.

В новом фильме Локшина "Мастер и Маргарита" Воланд, роль которого прекрасно сыграл немецкий актёр Аугуст Диль, похожий на Мефистофеля из поэмы Гёте, в виде ознакомительной экскурсии приводит Мастера на элитную московскую вечеринку. Там без стеснения жируют, пьянствуют и предаются разврату сильные мира сего, которые по идее должны воспитывать новое нравственное поколение строителей коммунизма.

Глубоко разочарованный картиной разложения безбожной элиты Мастер в сердцах с сарказмом произносит тост, где поздравляет всех участников бурной вечеринки с построением коммунизма в отдельно взятой квартире!

Сердце Мастера было открыто Свету, открыто другим душам, поэтому пока он был жив в физическом теле, он не оставлял попыток достучаться до сердец тех, чья душа ещё не совсем уснула и была восприимчива к его возвышенным мыслям, выраженных в его истории об Иешуа, а также во всей его книге.

По закону подобия Мастер нашёл и притянул к себе самую близкую ему душу - Маргариту, которая сразу откликнулась на его идеи и горячо поддержала его творчество и вдохновила его продолжать писать книгу, несмотря на убийственную критику братьев-литераторов и жёсткие репрессии со стороны властей.

Также Мастера слушали или читали его книгу поэт Безродный (благодаря беседам Мастера позже он обрёл осознанность) и медсестра, которая ухаживала за Мастером в психушке и сохранила его рукопись для Маргариты. Книгу Мастера прочитал и его знакомый драматург, но он оказался иудой, так как позже предал Мастера, написав на него донос, чтобы занять его жильё.

Причиной психических расстройств бывает как сильный стресс, так и тесное взаимодействие с силами или душами низших уровней астрального плана, например, через занятия магией, употребление алкоголя и наркотических средств, которые также связывают с тонким миром и могут приводить к разного рода одержимости этими тонкими сущностями - неочищенными душами, играющими свою жестокую игру с теми, кто к ним привязывается.

В своей во многом автобиографической книге Булгаков отражает в судьбе Мастера свои собственные проблемы с психическими расстройствами из-за употребления подобных допингов и стресса, вызванного сильным напряжением из-за гонения критиков и властей.

Интересно, что жизнь булгаковского Мастера перекликается с историей Иешуа, которую изложил Мастер в своей пьесе "Пилат". Параллели таковы:

- Мастер как и Иешуа пытался донести истину людям через слово;

- его преследовала существующая нравственно разложившаяся властная элита и её прислужники;

- его предал и сдал властям за 30 серебренников (или ради новой жилплощади) тот, кому он доверял;

- он оставил этот физический мир, но возродился в тонком мире и теле к новой жизни, так как жизнь есть только в душе, и она вечна.

Любопытно, что Мастера поддерживал и ценил его творчество Воланд, которого трудно воспринимать как отрицательного персонажа. Хотя в книге Булгакова его называют дьяволом, но если судить по его действиям, то сложно понять, действительно ли он творил зло или же, наоборот, он помогал с ним бороться!

Воланд со своей свитой, скорее, наказывал тех, кто вёл безнравственную и лживую жизнь, полную пороков. Но делал он это не со зла, а ради справедливости и перевоспитания тех, кто в этом особенно нуждался.

В первую очередь Воланд взялся перевоспитывать порочную и разложившуюся литературную и властную элиту, а также тех москвичей, кого, по словам Воланда, испортили квартирный вопрос, жадность, пьянство и другие пороки. Воланд, как это ни странно, как раз и боролся своими методами, хотя иногда довольно суровыми, с пороками людей, с проявлениями всего нечистого, то есть дьявольского в людях.

На мой взгляд, жестокость свиты Воланда на самом деле утрирована автором и часто выглядит как комедия, как, например, отрывание головы конферансье на сцене театра и затем её возвращение на место. При этом конферансье не умер, а лишь получил суровый урок за то, что говорил ложь и мешал представлению!

Когда я стал заниматься йогой и читать первоисточники йоги и других восточных духовных традиций, мне кажется, я стал лучше понимать, как действуют силы тонкого мира в нашем земном мире, и стал по-другому видеть их роль, которую они играют в книге "Мастер и Маргарита".

У меня Воланд и его свита ассоциируются с божествами и силами, которые в восточной традиции отвечают за исполнение закона кармы или закона справедливости. Они могут создавать большие неприятности или несчастья тем душам на Земле, которые этого заслуживают согласно своим прошлым действиям, чтобы те осознавали свои ошибки, раскаивались в них и их исправляли.

Эти силы кажутся разрушительными, но их задача - высвечивать и разрушать пороки людей, чтобы способствовать их перевоспитанию. Даже если душа оставляет этот мир, она сохраняет память и в тонком мире перерабатывает собранный опыт в новые хорошие качества, стараясь в следующих воплощениях избегать пороков, которые были причиной её страданий в прошлом.

Дойдя до грани отчаяния, Мастер и Маргарита стали искать помощи и защиты у Воланда, но его возможности имеют свои ограничения, о чём он сам упоминал. Согласно первоисточникам восточных духовных традиций Владыка кармы или Царь справедливости (если всё же допустима такая вольная ассоциация с Воландом, да простит меня реально существующий Владыка кармы!) может помочь в пределах своих полномочий, данных ему свыше, в пределах сфер разума, где действует закон кармы, за исполнением которого он следит, используя целую армию своих помощников из тонкого мира.

Например, в свите Воланда был рыцарь - Фагот или Коровьев, который так на службе у него отрабатывал свою плохую карму, заработанную им из-за занятий магией, некромантией и неудачной неуместной шутки о чём-то Божественном.

Оказывая Воланду почтение и служа ему, Маргарита обрела способности путешествовать в астральном теле как ведьма и таким образом получила возможность отомстить обидчикам её любимого, её Мастера. Например, она с большим удовольствием разгромила квартиру критика Латунского, частично удовлетворив своё чувство гнева. Также она попросила Воланда, чтобы он вернул ей Мастера, и чтобы Мастер вместе с ней обрёл покой.

Воланд выполнил её просьбу, как смог на своём уровне. Чтобы избавить их от невыносимых страданий, он помог им оставить физический мир и поместил их в такой небольшой созданный им, возможно, с помощью воображения Маргариты, искусственный рай с домиком и садиком, что было красиво показано в фильме Бортко.

Но всё же было видно, что Мастер и Маргарита не обрели там настоящего счастья, а лишь получили передышку, временно избавившись от страданий земной жизни и получив возможность пожить в райском безлюдном месте для отдыха и исцеления своих душ от земных ран.

Согласно закону кармы, когда плоды хорошей кармы заканчиваются, душа должна оставить свой астральный рай, который она заслужила, делая добрые дела на Земле ради блага других. Ей снова придётся воплощаться в физическом мире, чтобы продолжать очищаться и всё больше пробуждаться к духовной жизни и самореализации, выплачивая долги прошлого, избавляясь таким образом от недостатков и проходя через новые уроки и испытания.

В романе Булгакова показан и другой путь - путь к настоящему освобождению и счастью - в истории об Иешуа, который был примером для других, открывая всем путь к Высшему Счастью и Любви, хотя в то время его так же, как и Мастера, мало кто слушал.

В беседе с прокуратором Иудеи Иешуа объяснил ему, что на самом деле все люди добрые, так как он видел в каждом человеке его Божественную душу и знал о её величии и совершенстве. По своей милости он даже без просьбы Пилата избавил его от головной боли, прочитав его мысли. А когда прокуратор в полной мере осознал свою ошибку и раскаялся в том, что под давлением местной религиозной знати позволил распять Иешуа, и закончил свой земной путь, Учитель повёл его в тонком мире по лунной дорожке к освобождению от страданий (этот эпизод - из книги Булгакова и фильма Бортко).

Воланд также всегда с большим уважением говорил об Иешуа и намекал на то, что в будущем хотел бы также заслужить его милость и приблизиться к нему, хотя пока он к этому не готов (на эту тему он говорит с Мастером и Маргаритой в книге Булгакова и в фильме Бортко).

То есть власть и полномочия, которыми обладает Воланд, а также выполняемая им работа на Земле не делают его по-настоящему счастливым, пока его душа не достигнет Бога. Мне даже кажется, что Воланд в какой-то мере осознаёт, что ему мешает в этом его гордыня, и он пока не готов идти к Богу и принять помощь Его посланника уровня святого, достигшего единства со Всевышним.

Хотя в восточных духовных традициях различные божества также являются душами, которые как менеджеры Вселенной просто выполняют свою работу по воле Бога, в том числе по наказанию тех, кому положено пройти эти уроки и испытания для очищения от пороков. Если же душа, даже обладающая такими высокими властными полномочиями, проявляет гордыню по отношению к Богу, то она лишается Его милости и страдает из-за разлуки с Ним, пока снова не повернётся к Нему лицом.

Ведь по милости Бога, по образу и подобию которого создан человек, каждая душа обладает свободой воли и сама выбирает свой путь. Одни души постепенно приближаются к Богу через бескорыстное служение другим душам и благодарность Творцу за все Его уроки, обретая жизнь души и источник Счастья и Любви в своём открытом сердце.

Другие же души идут в противоположную сторону по пути самости, эгоизма и гордыни, по пути страданий, которые раньше или позже заставят такую заблудшую во тьме невежества душу искать выход из страданий и устранять их главную причину - отсутствие связи со своим Высшим Я.

На мой взгляд, если бы Мастер и Маргарита искали помощи и защиты не у Воланда, а у Высшей Силы, у Бога, то их судьба и на Земле, и после оставления этого мира могла бы сложиться более счастливо. Ведь те, кто верят Богу, то есть в Его помощь и милость, в силу молитвы, добрых дел и следования заповедям Бога, и верят Его посланникам на Земле, таким, как Иисус Христос, Будда, пророк Магомед, Кришна и им подобным, такие преданные души становятся на Путь к самопознанию, путь к Себе, к раскрытию своей души. Такие души, раньше или позже, достигают единства с Богом и обретают обители всех святых - настоящих вечных и непреходящих Небес, где царят Божественные Любовь и Счастье.

Хотя Путь на высшую вершину труден и долог, и может потребоваться много жизней, чтобы достичь этой цели. Но если душа находит достигшего единства с Богом и заслуживающего доверия Учителя и следует его заповедям, основанным на законах любви и милосердия, то она также достигает этого единства и своей настоящей духовной родины.

Мне кажется, что именно эта тоска по Богу и поиск настоящего пути к Богу побудила Булгакова уделить в своём романе столько внимания сюжетной линии об Иешуа, а также истории любви Мастера к Маргарите и другим страдающим душам, таким, например, как поэт Иван Бездомный, которому Мастер помог пробудиться от спячки неосознанности и атеистического воинственного фанатизма.

Хотя Булгаков был сам подвержен различным вредным привычкам и обладал по словам его современников не очень благостным характером, но всё же его душа была способна излучать свет мудрости, что ярко проявилось в его великих произведениях, которые до сих пор вдохновляют людей на поиски смысла жизни и духовного пути к Себе.

За это выражаю великому писателю свою искреннюю благодарность, и, я думаю, он также заслужил милость свыше за то, что его слова вдохновляют души искать путь к пробуждению, путь к осознанной жизни.

Просветлённые Учителя говорят о том, что пока произведение автора продолжают читать на Земле и извлекать от этого пользу для развития своей души, такой автор после оставления физического тела получает в тонком мире благословения всех благодарных ему душ и живёт там счастливо, пока его помнят на Земле.

Молодой Булгаков. Фото из Интернета.
Молодой Булгаков. Фото из Интернета.

Когда фильм "Мастер и Маргарита" закончился, и в зале кинотеатра зажёгся свет, я был поражён, как много молодёжи пришло на премьеру фильма, и из них почти никто не ушёл до конца сеанса.

Значит, Булгаков не устаревает и продолжает вдохновлять души людей теперь не только через свою книгу, но и через фильмы и спектакли по мотивам его бессмертного романа, чему я очень рад!

Советую всем посмотреть новый фильм, чтобы по-новому взглянуть на великое произведение Мастера. Мне кажется, не стоит судить слишком строго режиссёров и актёров, если они сделали что-то несовершенным образом или видят смысл романа не так, как видим его мы.

Истина может быть многогранна, и чем больше граней мы способны увидеть и воспринять, уважая право каждого на собственное мнение, тем мы больше приблизимся к Истине, которую на самом деле нельзя выразить словами.

"Что есть истина?" - иронично спросил Понтий Пилат у Иешуа. Позже, когда прокуратор Иудеи раскаялся за своё участие в убийстве посланника Бога на Земле, он понял, что Иешуа и был олицетворением Истины, которая есть безграничные необусловенные Любовь и Милость ко всем без исключения душам.

Эти Истина и Любовь, их Божественный Свет - наша путеводная звезда на пути к истинному Себе, к настоящему освобождению души от бремени кармы и связанных с ним страданий, от цепей неосознанности, невежества и иллюзии. Просветлённые Учителя говорят, что Свет этой волшебной звезды, сияющей внутри нас как солнце-душа, вечная частичка Божественной Любви, приведёт нас к обретению единства со своим Источником!

"Позвольте своему внутреннему Солнцу воссиять" - призывал древнегреческий мудрец Сократ своих учеников, имея в виду бессмертную сияющую душу. Его поддерживает в своей книге Михаил Булгаков, который также мечтает как и его литературный герой Мастер обрести настоящий Божественный Свет, а не только покой астрального мира как временное убежище от страданий и бед.

Благодарю всех, у кого хватило терпения дочитать эту статью до конца! Я рад, если она хотя бы немного вызвала отклик в вашей душе, и у вас появилось желание без предрассудков и предубеждений глубже погрузиться в волшебный мир великого романа Булгакова и пересмотреть фильмы по мотивам его книги.

Хотя книги и фильмы - это ещё не Путь к себе, однако по-настоящему великие творения гениев являются указателями к Истине и пробуждают желание у восприимчивых душ искать свой Путь и своего духовного Мастера, чего я всем искренне желаю от всей души!

Станислав Раскошанский,

благодарный читатель великой книги Булгакова "Мастер и Маргарита", а также благодарный зритель фильмов, снятых по мотивам его романа

#михаилбулгаков #мастеримаргарита #книгамастеримаргарита #фильммастеримаргарита #осознанность #душа #любовь #книгидлясаморазвития #фильмыдлясаморазвития