Тематика Великой Отечественной, кажется, совершенно неисчерпаема в российском медиапространстве - пишутся книги, снимается кино и сериалы, ставятся спектакли, существует даже специально выделенный канал "Победа", где транслируется исключительно тематический контент (перебор это или нет - тема для отдельного обсуждения.) Подобное внимание неудивительно - то, что часть мира называет "Восточный фронт", на территории бывшего СССР часто именуют просто "Война", и сразу становится понятно - какая. До сих пор поисковики находят тела без вести пропавших, военную технику. кое-где в земле полно опасного железа с истлевшими предохранителями. Гибель миллионов подорвала генофонд, были разрушены тысячи семей, уничтожены десятки населенных пунктов, в исторические хроники навсегда вошли такие трагические эпизоды как Бабий Яр, Блокада Ленинграда, оборона Севастополя, сожжение белорусских деревень и множество других.
Первое военное кино появилось, когда собственно война еще шла, и до ее окончания было далеко - "Два товарища", "Во имя Родины", "В 6 часов вечера после войны". Фильмы давали понять, что жизнь продолжается, борьба с врагом идет, а долгожданная Победа обязательно будет. Послевоенный СССР традицию продолжил - "В бой идут одни "старики", "Белорусский вокзал", "Офицеры", "Хроника пикирующего бомбардировщика" и опупея эпопея Озерова "Освобождение", охватившая войну от начала и до конца. Советский военный кинематограф, за некоторыми исключениями, стал культовым благодаря хорошим сценариям, актерам "старой школы", многие из которых и сами побывали на фронте или трудились в тылу - Никулин, Леонов, Смирнов, Папанов, Быков...
Наступили новые времена, пришли новые актеры, но военный кинематограф никуда не делся - ВОВ стала основной "культурной скрепой", и количество контента на эту тему стало невероятным. Но, как мы знаем, количество это не всегда качество. Появилось невероятное количество треша, наплевавшее на любую логику и здравый смысл ради общей эффектности. "Штрафбат", "Сволочи", "Снайперы. Любовь под прицелом", "Ленинград" - подобные фильмы объединили уже современных звезд, а в сюжете появились непременные происки НКВД, религиозная тематика и "ЛЮБООООВЬ" (с). А, да, забыл еще один момент - если там показывают нацистов, то это будут либо полные чудовища, которые только что младенцев не едят (а может и едят за кадром), либо злодеи поневоле (Ганс, мы что, злодеи?), либо злодействуют исключительно СС, а Вермахт неодобрительно косится в их сторону. Так было и в "Т-34", и в библейской абсолютно истории про Зою Космодемьянскую со страдающим гауптманом, и у Михалкова в его чудовищных УС-2. Тем не менее, есть современное ХОРОШЕЕ военное кино. Как минимум, это слегка схематичные но все равно пристойные "28 панфиловцев", а второй - это супергеройский истерн "Красный Призрак". Что? Автор бредит? А вот и нет.
Согласно сюжету, Красный Призрак - это военная легенда, охотник на фашистов, снайперскими выстрелами истребляющий врагов, который он уничтожил, по слухам, больше сотни. Впервые его мы видим в самом начале-изможденный мужчина с перемотанным лицом, спасший от расстрела супружескую пару артистов, которых чуть не казнили за пародию на Гитлера. Он срезает погоны с офицера и уходит, не сказав ни слова.
Но герой героем, а на дворе 41 год, Москва, окружено несколько советских армий. Кому-то удается вырваться из котлов, а кто-то так и замерзает в белых полях, оперевшись на дерево. Такая участь ждала и Замороженного (Юра Борисов), если бы его не нашли пара местных жителей - Дед (Сергей Никоненко) и Константин (Константин Симонов) , молчаливый одноглазый парень. Кстати, имена здесь есть только у пары "наших" персонажей и у немцев - все остальные выполняют роль функций, своего рода собирательные образы советских воинов. Дед и Константин - члены крошечного отряда, выбравшегося из Вяземского котла. Помимо них там состоят Командир (Олег Васильков) , которого несут на носилках (недолго, ибо на привале он умирает), Морячок (Павел Абраменков) - балагур и любитель спиртного, беременная то ли медсестра то ли еще кто-то Вера (Полина Чернышова) и быстро ставший новым командиром отряда Политрук. (Вячеслав Шихалеев). Все вместе они добираются до пустого (вроде бы) хутора под музыкальные запилы в стиле Морриконе - но на беду одному гауптштурмфюреру приспичило помыться в бане...
Так, я тут уже накатал многобукав, так чем хорош фильм? Прежде всего, как ни странно, он очень цельный и плотно сбитый - в нем происходит множество событий, но нет каких-то сюжетных провисаний, саспенс нарастает, чтобы взорваться бешеным действием. Очень хорош главный антагонист - обманчиво спокойный гауптштурмфюрер Браун. Высокий, мускулистый мужчина в идеально сидящем мундире - "истинный ариец", что неудивительно, ведь сыграл его Вольфганг Черни (он же, кстати, играл гауптмана СС в "Зое", да и вообще "заслуженный фашист российского кино"). Брауну интересны обычаи завоеванных земель - все та же баня, он осаживает подчиненного, которого позабавили "два бога местных" - с икон и на портрете Ленина, он даже галантен до определенного момента и совсем не труслив - но все это обманчиво, на деле Браун хладнокровное чудовище, идеальный злодей и достойный противник для Призрака. Образ Красного Призрака же отлично лег на отечественную культуру, в частности военную - если Бэтмен или Сорвиголова это герои-вигиланты, зачищающие городское дно (а иногда сталкивающиеся и с куда более серьезными проблемами), а Фрэнк Кастл это психопат с ПТСР. Призрак же это обожженный войной человек, скорее всего потерявший семью, и делающий все, чтобы у врага земля горела под ногами, имеющий на счету больше сотни "фрицев". Хотя, как говорит персонаж Юры Борисова, один человек ничего не может. Но об этом чуть позже.
Сюжет выстраивается вокруг спасения Веры, которая, что символично, беременна и впоследствии рожает, и которая волей случая осталась на хуторе одна - этот момент обставлен куда лучше, чем "пять отцов" в пафосном "Сталинграде", имя ее весьма символично, как и рождение младенца - надеяться в конкретный момент вроде бы не на что, а почти все персонажи скорее всего обречены, но уже скоро будет Битва за Москву, с которой начнется падение Рейха, и оборона хутора - это камерная репетиция поражения врагов.
Реалистично показаны и немцы - кто-то из них жесток и беспринципен, как жандарм Кляйн и Браун, молодой солдатик Гюнтер, переводивший для захваченной в плен Веры, сначала не хотел ее сдавать начальству, а когда ее решили казнить - солдаты, слушавшие патефон и готовившие пищу, были не в восторге от происходящего и не остановили пластинку только потому, что "ей это все равно не поможет". Обычные, по сути, люди, в бесчеловечных обстоятельствах, в которых такие как Браун чувствуют себя прекрасно, но тем не менее все равно они враги. Даже славный парнишка Гюнтер.
А как же все-таки Красному призраку удается быть вездесущим и неуязвимым? Да все довольно просто. Он обычный человек, очень целеустремленный и мотивированный, но так же может промахнуться или истечь кровью. Но тот, кто возьмет потертую винтовку из ослабевших рук, сам станет Призраком. И партизан с бутылкой бензина и трофейным пулеметом. И старик-крестьянин с вилами. Он везде, и в этом его сила.