Найти в Дзене
Целлулоид

Лучший современный фильм о ВОВ-супергероика? Охота за "Красным Призраком"

Тематика Великой Отечественной, кажется, совершенно неисчерпаема в российском медиапространстве - пишутся книги, снимается кино и сериалы, ставятся спектакли, существует даже специально выделенный канал "Победа", где транслируется исключительно тематический контент (перебор это или нет - тема для отдельного обсуждения.) Подобное внимание неудивительно - то, что часть мира называет "Восточный фронт", на территории бывшего СССР часто именуют просто "Война", и сразу становится понятно - какая. До сих пор поисковики находят тела без вести пропавших, военную технику. кое-где в земле полно опасного железа с истлевшими предохранителями. Гибель миллионов подорвала генофонд, были разрушены тысячи семей, уничтожены десятки населенных пунктов, в исторические хроники навсегда вошли такие трагические эпизоды как Бабий Яр, Блокада Ленинграда, оборона Севастополя, сожжение белорусских деревень и множество других.

Первое военное кино появилось, когда собственно война еще шла, и до ее окончания было далеко - "Два товарища", "Во имя Родины", "В 6 часов вечера после войны". Фильмы давали понять, что жизнь продолжается, борьба с врагом идет, а долгожданная Победа обязательно будет. Послевоенный СССР традицию продолжил - "В бой идут одни "старики", "Белорусский вокзал", "Офицеры", "Хроника пикирующего бомбардировщика" и опупея эпопея Озерова "Освобождение", охватившая войну от начала и до конца. Советский военный кинематограф, за некоторыми исключениями, стал культовым благодаря хорошим сценариям, актерам "старой школы", многие из которых и сами побывали на фронте или трудились в тылу - Никулин, Леонов, Смирнов, Папанов, Быков...

Наступили новые времена, пришли новые актеры, но военный кинематограф никуда не делся - ВОВ стала основной "культурной скрепой", и количество контента на эту тему стало невероятным. Но, как мы знаем, количество это не всегда качество. Появилось невероятное количество треша, наплевавшее на любую логику и здравый смысл ради общей эффектности. "Штрафбат", "Сволочи", "Снайперы. Любовь под прицелом", "Ленинград" - подобные фильмы объединили уже современных звезд, а в сюжете появились непременные происки НКВД, религиозная тематика и "ЛЮБООООВЬ" (с). А, да, забыл еще один момент - если там показывают нацистов, то это будут либо полные чудовища, которые только что младенцев не едят (а может и едят за кадром), либо злодеи поневоле (Ганс, мы что, злодеи?), либо злодействуют исключительно СС, а Вермахт неодобрительно косится в их сторону. Так было и в "Т-34", и в библейской абсолютно истории про Зою Космодемьянскую со страдающим гауптманом, и у Михалкова в его чудовищных УС-2. Тем не менее, есть современное ХОРОШЕЕ военное кино. Как минимум, это слегка схематичные но все равно пристойные "28 панфиловцев", а второй - это супергеройский истерн "Красный Призрак". Что? Автор бредит? А вот и нет.

-2

Согласно сюжету, Красный Призрак - это военная легенда, охотник на фашистов, снайперскими выстрелами истребляющий врагов, который он уничтожил, по слухам, больше сотни. Впервые его мы видим в самом начале-изможденный мужчина с перемотанным лицом, спасший от расстрела супружескую пару артистов, которых чуть не казнили за пародию на Гитлера. Он срезает погоны с офицера и уходит, не сказав ни слова.

-3

Но герой героем, а на дворе 41 год, Москва, окружено несколько советских армий. Кому-то удается вырваться из котлов, а кто-то так и замерзает в белых полях, оперевшись на дерево. Такая участь ждала и Замороженного (Юра Борисов), если бы его не нашли пара местных жителей - Дед (Сергей Никоненко) и Константин (Константин Симонов) , молчаливый одноглазый парень. Кстати, имена здесь есть только у пары "наших" персонажей и у немцев - все остальные выполняют роль функций, своего рода собирательные образы советских воинов. Дед и Константин - члены крошечного отряда, выбравшегося из Вяземского котла. Помимо них там состоят Командир (Олег Васильков) , которого несут на носилках (недолго, ибо на привале он умирает), Морячок (Павел Абраменков) - балагур и любитель спиртного, беременная то ли медсестра то ли еще кто-то Вера (Полина Чернышова) и быстро ставший новым командиром отряда Политрук. (Вячеслав Шихалеев). Все вместе они добираются до пустого (вроде бы) хутора под музыкальные запилы в стиле Морриконе - но на беду одному гауптштурмфюреру приспичило помыться в бане...

-4

Так, я тут уже накатал многобукав, так чем хорош фильм? Прежде всего, как ни странно, он очень цельный и плотно сбитый - в нем происходит множество событий, но нет каких-то сюжетных провисаний, саспенс нарастает, чтобы взорваться бешеным действием. Очень хорош главный антагонист - обманчиво спокойный гауптштурмфюрер Браун. Высокий, мускулистый мужчина в идеально сидящем мундире - "истинный ариец", что неудивительно, ведь сыграл его Вольфганг Черни (он же, кстати, играл гауптмана СС в "Зое", да и вообще "заслуженный фашист российского кино"). Брауну интересны обычаи завоеванных земель - все та же баня, он осаживает подчиненного, которого позабавили "два бога местных" - с икон и на портрете Ленина, он даже галантен до определенного момента и совсем не труслив - но все это обманчиво, на деле Браун хладнокровное чудовище, идеальный злодей и достойный противник для Призрака. Образ Красного Призрака же отлично лег на отечественную культуру, в частности военную - если Бэтмен или Сорвиголова это герои-вигиланты, зачищающие городское дно (а иногда сталкивающиеся и с куда более серьезными проблемами), а Фрэнк Кастл это психопат с ПТСР. Призрак же это обожженный войной человек, скорее всего потерявший семью, и делающий все, чтобы у врага земля горела под ногами, имеющий на счету больше сотни "фрицев". Хотя, как говорит персонаж Юры Борисова, один человек ничего не может. Но об этом чуть позже.

-5

Сюжет выстраивается вокруг спасения Веры, которая, что символично, беременна и впоследствии рожает, и которая волей случая осталась на хуторе одна - этот момент обставлен куда лучше, чем "пять отцов" в пафосном "Сталинграде", имя ее весьма символично, как и рождение младенца - надеяться в конкретный момент вроде бы не на что, а почти все персонажи скорее всего обречены, но уже скоро будет Битва за Москву, с которой начнется падение Рейха, и оборона хутора - это камерная репетиция поражения врагов.

-6

Реалистично показаны и немцы - кто-то из них жесток и беспринципен, как жандарм Кляйн и Браун, молодой солдатик Гюнтер, переводивший для захваченной в плен Веры, сначала не хотел ее сдавать начальству, а когда ее решили казнить - солдаты, слушавшие патефон и готовившие пищу, были не в восторге от происходящего и не остановили пластинку только потому, что "ей это все равно не поможет". Обычные, по сути, люди, в бесчеловечных обстоятельствах, в которых такие как Браун чувствуют себя прекрасно, но тем не менее все равно они враги. Даже славный парнишка Гюнтер.
А как же все-таки Красному призраку удается быть вездесущим и неуязвимым? Да все довольно просто. Он обычный человек, очень целеустремленный и мотивированный, но так же может промахнуться или истечь кровью. Но тот, кто возьмет потертую винтовку из ослабевших рук, сам станет Призраком. И партизан с бутылкой бензина и трофейным пулеметом. И старик-крестьянин с вилами. Он везде, и в этом его сила.

-7