В жизни, большинство действий мы совершаем автоматически, не задумываясь. Часть из них – обычные домашние действия или алгоритмизированные действия на работе. Мы экономим умственные и физические усилия, получая предсказуемый результат в большинстве случаев. Мы не любим напрягаться. Обычно, мы хотим быть уверены и действуем в соответствии с этой надеждой, что всё пойдёт так, как мы ожидаем
Но всегда, наша уверенность оказывается разбитой неопределённостью даже будничных, многократно повторенных действий. Это происходит из – за того, что мы, для себя, выхватываем малую часть процесса, которая относится к нам и надеемся, что все части «до» и «после» нашей части процесса отработают, так, как надо нам.
К примеру, мы раздражаемся, когда поставка не приезжает вовремя, ведь планы исходят из того, она будет вовремя. Мы вынуждены задумываться о смысле наступившего события: разбираться в причинах, оценивать последствия для себя и как эти последствия сгладить, перестраивать свои дальнейшие действия и действия связных с нами лиц, организаций с учётом этого сбоя, информировать других о сбое, решать, как добиться намеченных планов в изменившихся условиях и так далее и так далее.
Нашу слабообоснованную уверенность в повторяемости событий можно назвать законом пренебрежения смыслом.
Уверенность в наступлении события слабо обоснована потому, что часто мы не предпринимаем усилий для понимания смысла и контроля процесса. Надеемся на то, что сбой:
1. не произойдёт, потому что
1.1 кто – то добросовестно спроектировал отказоустойчивый процесс
1.2 все исполнители действуют на своём участке строго по инструкции и
сделают всё должным образом
2. если произойдёт, то нас не коснётся
3. если коснётся, то не будет иметь последствий лично для нас, а «система» его автоматически нейтрализует … и так до бесконечности
С негативными последствиями закона пренебрежения смыслом борются настройкой автоматизированных систем информирования, отслеживанием стадий процесса, рассылок напоминаний и предупреждений, созданием страховых запасов, многократным дублированием.
Здесь есть одна проблема контроля: когда он «в порядке», то его важность психологически смазывается, отходит на второй план восприятия. При появлении новых людей в процессе, зачастую им говорят что – то вроде: «это показатель должна быть в диапазоне от 5 до 10», не поясняя смысл диапазона и последствия нарушений. Когда последствиями откровенно пренебрегают, это приводит, к примеру, к авиакатастрофам, крупным промышленным авариям, сбоям в цепях поставок.
Если автоматические контроли и напоминания не дают результата и сбои проходят слишком часто, стоит перепроектировать, перестроить процесс. Возможно, стоит концептуально переосмыслить процесс и выстроить с «чистого листа».