Вчера мои дети плакали. Тайком, украдкой. Я старалась не смотреть на них, чтобы не смущать.
День в школе начался с воя сирены. А потом из динамиков такой знакомый и узнаваемый голос Левитана: «Внимание, Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»
Конечно, я его узнала. Но не мои ученики. Они были растеряны и немного напуганы.
Потом звук метронома. Мы стояли и молча смотрели друг на друга. Я забыла предупредить детей о том, что в школе будет проходить акция.
Паузу нарушил один ученик:
- Наталья Николаевна, я теперь понимаю, что чувствовали люди, когда началась война. Это страшно.
Да, это страшно. Я готова была расцеловать его за эти слова. Потому, что это правда. Потому, что они поняли, что это страшно.
Потом была уже официальная минута молчания в память о великом событии - 80-ой годовщине полного снятия блокады Ленинграда. В память о городе, который Гитлер приказал уничтожить, но он выстоял, выжил всем врагам назло.
Потом мы смотрели маленькие фильмы о людях, взрослых и маленьких, которые стойко сражались за свою жизнь, за жизнь своих близких. Это о мужестве, о чести, о доброте. И да, мы плакали. И я уважала своих учеников за каждую слезинку. Потому, как эти слёзы – это роса их добрых сердец.
Одна девочка на перемене подошла ко мне и стала извиняться за то, что она плакала. Я молча обняла её и поцеловала в макушку. Глупенькая, она ещё не знает, что такие слёзы – это дар, это знак не очерствевшего сердца.
В школьной столовой ребятам выдавали хлеб. Он был нарезан особым способом. Суточная норма маленьких жителей Ленинграда – 125 грамм. Дети сказали, что этот хлеб не такой , как обычно, что он необычайно вкусен. Мы съели всё. Не оставили ни кусочка.
В конце учебного дня решили вместе сделать памятный плакат. Это желание было наше общее. И шло оно от всего сердца.