Найти тему
Хронопортация

Кем был единственный человек в СССР, получивший 7 Сталинских премий? За какие заслуги его награждали так много раз

Оглавление

Сталинские премии вручали с 1940 по 1955 год включительно, что было сравнительно недавно. Тем не менее они успели стать легендой нашей страны, а эта эпоха легендарной. Прежде всего по той причине, что сталинский период – пик развития СССР, а СССР – пик развития России. Это было время великих свершений, когда страна семимильными шагами шла вперед и развивалась.

Из отсталой царской России стала вторым государством в мире в области политики, экономики, науки и промышленности; первой в медицине и образовании. Ну а чтобы она шла вперед еще быстрее, ввели премии имени товарища Сталина: 1-й степени (100 тыс. руб.), 2-й степени (50 тыс. руб.), 3-й степени (25 тыс. руб.). И это при крайне скромной средней зарплате в стране – 339 рублей в месяц. Премии стимулировали трудиться еще лучше. Их вручали самым достойным деятелям науки, техники, литературы и искусства.

Советский авиаконструктор С. В. Ильюшин.
Советский авиаконструктор С. В. Ильюшин.

Существует красивый миф, что Сталинские премии выплачивались из личных денег Иосифа Виссарионовича, которые он получал за публикацию своих трудов. На самом деле эти средства шли сразу в госбюджет, а зарплата у Сталина была всего 10 тыс. руб. в месяц. Так что премии выплачивали из госбюджета. Кого наградить, решал Совнарком. Всего Сталинские премии получили 11.2 тыс. человек, многие по 3-4 и более раз. Рекордсменом является гениальный авиаконструктор Сергей Ильюшин. Он – семикратный лауреат!

Любовь к авиации.

Жизнь Ильюшина – это пример того, какие возможности дала простым людям советская власть. Он родился в деревне Дилялево Вологодской губернии в крайне бедной крестьянской семье, где насчитывалось 11 детей. Окончил 3 класса ЦПШ. С 15 лет трудился чернорабочим в Петербурге, чистил сточные канавы. По совету земляков, в 1910 г. он устроился работать землекопом на Коломяжский ипподром в столице. Там в те дни проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. В нем принимали участие легенды: Сергей Уточкин, Михаил Ефремов и другие. Именно тогда Ильюшин влюбился в авиацию.

Семь Сталинских премий.

Изобретатель лично испытывал свои детища до того, как ы 1961 г. попал в автокатастрофу.
Изобретатель лично испытывал свои детища до того, как ы 1961 г. попал в автокатастрофу.

Но учиться Сергей Владимирович смог начать лишь в 1921 г. (в 27 лет), поступив в Академию им. Жуковского, которую окончил через 5 лет. С 1926 по 1931 г. Ильюшин руководил секцией ВВС СССР по изучению зарубежного опыта авиастроения. В 1933 г. он возглавил свое собственное конструкторское бюро. Долго ничего существенного ему создать не удавалось, только:

"Терпенье и труд всё перетрут".

В 1939 г. дебютные полеты совершил дальний бомбардировщик ДБ-3 (с 1942 г. Ил-4). Именно ДБ-3 совершили первый налет на Берлин в ночь на 8 августа 1941 г. В феврале 1941 г. на свет появился легендарный штурмовик Ил-2. Он стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации, их произвели более 36 тыс. штук. Штурмовик был настолько эффективным (2 пушки, 2 пулемета, 400 кг бомб), что наводил ужас на фашистов, которые называли его "Черная смерть". По достоинству его оценило и руководство СССР.

В 1941 г. Ильюшин за Ил-2 получил сразу две Сталинских премии 1-й степени. Аналогов подобного не знаю. И это несмотря на все недостатки штурмовика, где главным было отсутствие кабины стрелка. В 1943 г. Сергей Владимирович устранил основные недостатки конструкции Ил-2, в частности сделал его двухместным. Как итог, выживаемость самолета в бою значительно возросла. За это он получил свою третью премию и снова 1-й степени. В годы войны многие сталинские лауреаты жертвовали свои премии в Фонд обороны. Ильюшин не стал исключением, в 1942 и 1943 г. перечислил на оборону страны 110 тыс. руб.

Человек-легенда демонстрирует решение задачи по обеспечению безопасности полёта.
Человек-легенда демонстрирует решение задачи по обеспечению безопасности полёта.

В 1946 г. конструктора удостоили Сталинской премии 1-й ст. за новый штурмовик Ил-10. Он обладал еще более мощным вооружением и успел поучаствовать в боях с фашистами весной 1945 г. Использовали его и в войне с японскими милитаристами. В 1947 г. Ильюшин получил премию 2-й ст. за свой первый гражданский самолет – двухмоторный Ил-12. Его вместимость составляла до 32 пассажиров и 5 членов экипажа. В 1950 г. изобретателю дали шестую по счету Сталинскую премию, на этот раз 1-й ст. за общие заслуги в области самолетостроения. А на следующий год премию 2-й ст. за первый в СССР реактивный бомбардировщик Ил-28.

Другие награды.

В 1956 г. после позорного 20-го съезда КПСС и речи Хрущева Сталинские премии канули в небытие. Их заменили на Ленинские премии. После 22-го съезда в 1961 г. Государственную премию СССР приравняли к Сталинской. Ленинская стала выше по рангу. В 1960 г. Ильюшин получил Ленинскую премию за разработку гениального пассажирского лайнера Ил-18. По тем временам это был шедевр научной мысли. А в 1971 г. ему вручили Государственную премию за противолодочный самолет Ил-38. Также Сергей Владимирович трижды Герой Соцтруда, у него 8 орденов Ленина. Всего – 15 орденов Советского Союза.

Герой повествования (в центре) на фоне прототипа Ил-62
Герой повествования (в центре) на фоне прототипа Ил-62

Несомненно генерал-полковник Ильюшин – один из самых выдающихся людей в истории России. Без его "летающих танков" Ил-2 невозможно представить РККА в годы войны и победу в целом. Его пассажирские лайнеры Ил-62 стали символом мощи советской авиации в 60-е, 70-е и 80-е годы. Он – Легенда!

Помните, что ваши лайки и комментарии помогают в развитии канала.