Сталинские премии вручали с 1940 по 1955 год включительно, что было сравнительно недавно. Тем не менее они успели стать легендой нашей страны, а эта эпоха легендарной. Прежде всего по той причине, что сталинский период – пик развития СССР, а СССР – пик развития России. Это было время великих свершений, когда страна семимильными шагами шла вперед и развивалась.
Из отсталой царской России стала вторым государством в мире в области политики, экономики, науки и промышленности; первой в медицине и образовании. Ну а чтобы она шла вперед еще быстрее, ввели премии имени товарища Сталина: 1-й степени (100 тыс. руб.), 2-й степени (50 тыс. руб.), 3-й степени (25 тыс. руб.). И это при крайне скромной средней зарплате в стране – 339 рублей в месяц. Премии стимулировали трудиться еще лучше. Их вручали самым достойным деятелям науки, техники, литературы и искусства.
Существует красивый миф, что Сталинские премии выплачивались из личных денег Иосифа Виссарионовича, которые он получал за публикацию своих трудов. На самом деле эти средства шли сразу в госбюджет, а зарплата у Сталина была всего 10 тыс. руб. в месяц. Так что премии выплачивали из госбюджета. Кого наградить, решал Совнарком. Всего Сталинские премии получили 11.2 тыс. человек, многие по 3-4 и более раз. Рекордсменом является гениальный авиаконструктор Сергей Ильюшин. Он – семикратный лауреат!
Любовь к авиации.
Жизнь Ильюшина – это пример того, какие возможности дала простым людям советская власть. Он родился в деревне Дилялево Вологодской губернии в крайне бедной крестьянской семье, где насчитывалось 11 детей. Окончил 3 класса ЦПШ. С 15 лет трудился чернорабочим в Петербурге, чистил сточные канавы. По совету земляков, в 1910 г. он устроился работать землекопом на Коломяжский ипподром в столице. Там в те дни проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. В нем принимали участие легенды: Сергей Уточкин, Михаил Ефремов и другие. Именно тогда Ильюшин влюбился в авиацию.
Семь Сталинских премий.
Но учиться Сергей Владимирович смог начать лишь в 1921 г. (в 27 лет), поступив в Академию им. Жуковского, которую окончил через 5 лет. С 1926 по 1931 г. Ильюшин руководил секцией ВВС СССР по изучению зарубежного опыта авиастроения. В 1933 г. он возглавил свое собственное конструкторское бюро. Долго ничего существенного ему создать не удавалось, только:
"Терпенье и труд всё перетрут".
В 1939 г. дебютные полеты совершил дальний бомбардировщик ДБ-3 (с 1942 г. Ил-4). Именно ДБ-3 совершили первый налет на Берлин в ночь на 8 августа 1941 г. В феврале 1941 г. на свет появился легендарный штурмовик Ил-2. Он стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации, их произвели более 36 тыс. штук. Штурмовик был настолько эффективным (2 пушки, 2 пулемета, 400 кг бомб), что наводил ужас на фашистов, которые называли его "Черная смерть". По достоинству его оценило и руководство СССР.
В 1941 г. Ильюшин за Ил-2 получил сразу две Сталинских премии 1-й степени. Аналогов подобного не знаю. И это несмотря на все недостатки штурмовика, где главным было отсутствие кабины стрелка. В 1943 г. Сергей Владимирович устранил основные недостатки конструкции Ил-2, в частности сделал его двухместным. Как итог, выживаемость самолета в бою значительно возросла. За это он получил свою третью премию и снова 1-й степени. В годы войны многие сталинские лауреаты жертвовали свои премии в Фонд обороны. Ильюшин не стал исключением, в 1942 и 1943 г. перечислил на оборону страны 110 тыс. руб.
В 1946 г. конструктора удостоили Сталинской премии 1-й ст. за новый штурмовик Ил-10. Он обладал еще более мощным вооружением и успел поучаствовать в боях с фашистами весной 1945 г. Использовали его и в войне с японскими милитаристами. В 1947 г. Ильюшин получил премию 2-й ст. за свой первый гражданский самолет – двухмоторный Ил-12. Его вместимость составляла до 32 пассажиров и 5 членов экипажа. В 1950 г. изобретателю дали шестую по счету Сталинскую премию, на этот раз 1-й ст. за общие заслуги в области самолетостроения. А на следующий год премию 2-й ст. за первый в СССР реактивный бомбардировщик Ил-28.
Другие награды.
В 1956 г. после позорного 20-го съезда КПСС и речи Хрущева Сталинские премии канули в небытие. Их заменили на Ленинские премии. После 22-го съезда в 1961 г. Государственную премию СССР приравняли к Сталинской. Ленинская стала выше по рангу. В 1960 г. Ильюшин получил Ленинскую премию за разработку гениального пассажирского лайнера Ил-18. По тем временам это был шедевр научной мысли. А в 1971 г. ему вручили Государственную премию за противолодочный самолет Ил-38. Также Сергей Владимирович трижды Герой Соцтруда, у него 8 орденов Ленина. Всего – 15 орденов Советского Союза.
Несомненно генерал-полковник Ильюшин – один из самых выдающихся людей в истории России. Без его "летающих танков" Ил-2 невозможно представить РККА в годы войны и победу в целом. Его пассажирские лайнеры Ил-62 стали символом мощи советской авиации в 60-е, 70-е и 80-е годы. Он – Легенда!
Помните, что ваши лайки и комментарии помогают в развитии канала.