Найти тему
Полярная крачка

Уйти в горы в поисках Шамбалы. Репортаж с выставки Николая Рериха

Когда слышу имя Николая Рериха, сразу представляю Гималаи. В Гималаях я никогда не была и видела их только на фото, в кино и живописи. Но именно Гималаи Рериха — пронзительно яркие, одновременно холодные и теплые, мягкие и резкие, безучастные и манящие, создали для меня стойкий образ этого массива и стали визитной карточкой самого художника.

Н. Рерих, Розовое облако. Гималаи (1946) / все фотографии с выставки сделаны автором статьи
Н. Рерих, Розовое облако. Гималаи (1946) / все фотографии с выставки сделаны автором статьи

Однако, побывав на большой выставке Рериха в Новой Третьяковке в Москве, я вспомнила и заново осознала, что Рерих — это не только горы, не только Тибет и Гималаи, не только поиски Шамбалы, но и много всего другого.

Человек мира

Сама фигура Николая Рериха и его яркая насыщенная жизнь вызывают большой интерес и не ограничиваются лишь званием художника-пейзажиста. Он был и писателем, философом, археологом, академиком, сценографом, фольклористом, дипломатом и любознательным путешественником-исследователем.

Портрет Н. К. Рериха (1874-1947) кисти Бориса Григорьева (1917)
Портрет Н. К. Рериха (1874-1947) кисти Бориса Григорьева (1917)

Рерих, которого часто называют космополитом, человеком мира, много где побывал и многое видел. Он родился в Петербурге, столице Российской империи, жил и работал в Европе и Америке, где устраивал персональные выставки и обрёл большую популярность, путешествовал по Китаю, Японии, Монголии, а нашёл себя — в Гималаях и Индии.

Святослав Рерих, Портрет отца (1938). С 1932 по 1947 Рерих постоянно жил в Индии, но стремился вернуться на Родину, куда его так и не пустили
Святослав Рерих, Портрет отца (1938). С 1932 по 1947 Рерих постоянно жил в Индии, но стремился вернуться на Родину, куда его так и не пустили

В мировую историю Рерих вошёл не только как живописец, но и как гуманист, как человек, который верил в идеи миролюбия и преображающей силы культуры и всеми силами старался их воплощать.

Именно Николай Константинович стал инициатором и автором идеи первого международного договора об охране культурного наследия — Пакта Рериха. Договор, согласно которому культурные ценности имеют преимущество защиты перед военной необходимостью, лёг в основу Гаагской конвенции 1954 года по сохранению культурных ценностей человечества.

Вход на выставку Рериха в Новой Третьяковке. Справа — Знамя мира, отличительный символ Пакта Рериха для обозначения произведений искусства, культурных памятников и учреждений
Вход на выставку Рериха в Новой Третьяковке. Справа — Знамя мира, отличительный символ Пакта Рериха для обозначения произведений искусства, культурных памятников и учреждений

Преданья старины глубокой

Первая за 60 лет большая выставка Рериха приурочена к 150-летию со дня его рождения и включает в себя более сотни предметов искусства из двух десятков музеев России и СНГ. Правда, даже такое количество экспонатов — капля в море, ведь Рерих создал более пяти тысяч произведений.

Пространство выставки композиционно разделено на три части. Первая рассказывает о русском периоде творчества Рериха и занимает зал в форме креста, вписанного в квадрат. В ранние годы художник интересовался археологией, архитектурой и историей Древней Руси, участвовал в раскопках и вместе с женой совершил путешествие по старинным русским городам, в ходе которого написал множество архитектурных этюдов.

В центре этой части выставки есть отдельный внутренний зал, своды которого украшают панно с изображением разных былинных персонажей. Эти работы под общим названием «Богатырский фриз» были созданы Рерихом в 1910 году по заказу промышленника Бажанова для его дома.

Кроме того, в русской части экспозиции представлен иконостас, который Рерих создал для Казанской церкви в Перми, масштабное панно «Сокровища ангелов», которое в обычной жизни могут увидеть только посетители Дворца Конгрессов в Петербурге, а также другие картины на религиозные мотивы.

Колесо сансары

С ранних лет Рериха тянуло на Восток. Он изучал историю культуры восточных стран, древнеиндийскую философию и, впервые посетив Индию в 1923 году, сильно полюбил эту страну, называл её «сказочной и чудесной» и в итоге остался там вместе с семьей до конца жизни — в живописном месте вблизи горного поселка Наггар в долине Кулу.

В ходе Центрально-Азиатской экспедиции Рерих впервые увидел Гималаи и создал с натуры много этюдов и картин. За всю свою жизнь он посвятил горным сюжетам более тысячи произведений, выполненных в хорошо узнаваемой манере: простые обобщённые формы и яркие контрастные цвета.

«Почему же думаем о Гималаях, что заставляет мыслить, вспоминать о них и стремиться к ним? Потому что даже мысленное приобщение к их торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь всё по-своему стремится к прекрасному. Каждый мыслит о красоте и непременно захочет так или иначе сказать о ней...»

Вторая часть выставки посвящена индийскому периоду жизни Рериха и на ярко-жёлтых стенах в основном представлены горные пейзажи — Гималаи и Тибет. Зал имеет форму круга и символизирует колесо сансары. С одной из сторон круга расположена серия картин «Майтрейя», а в центре этого круга — фигурка самого Майтрейи (Будды грядущего) из Непала.

Во многих пейзажах Рериха есть религиозная символика. Художник проникся буддийскими учениями и во время экспедиции по Азии искал таинственную страну Шамбалу место, где можно встретить великих учителей и достичь просветления, и, кажется, искренне верил в её существование.

Сенсация выставки

То, чего я не знала о Рерихе до посещения Новой Третьяковки, — это его работа театральным декоратором, которой посвящена третья часть выставки. Как оказалось, художник сотрудничал со многими режиссёрами своего времени, делал эскизы декораций и костюмов к таким постановкам, как балет «Весна священная», оперы «Князь Игорь», «Снегурочка», «Тристан и Изольда».

Главная изюминка и «сенсация выставки», как говорят организаторы, — это театральный задник-занавес к балету «Половецкие пляски», созданный по эскизам Рериха для «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Это 230-метровое полотно, изображающее стан кочевников, было куплено Третьяковкой совсем недавно и до сих пор находится в процессе реставрации.

На языке сердца

На антресольном этаже над основным пространством выставки представлены разные архивные документы, мемориальные предметы, книги о художнике. Пространство оформлено в чёрном цвете и на одной из стен размещены цитаты современников, высказывавшихся о Рерихе.

Третьяковка ставила себе цель представить Рериха не только как «мастера гор», но как разностороннего и в определённой степени загадочного человека, путешественника и мыслителя, который следовал идеям объединения Востока и Запада, верил, что сущность всего мира — добро, и призывал говорить на языке сердца. И это, как мне кажется, организаторам удалось.

Рерих, непостижимый для многих в своём гуманизме и миролюбии, которые сопровождали его даже в самые сложные периоды истории XX века, создал свой удивительный мир — мир красоты и добра, свою личную Шамбалу, вход в которую можно попробовать отыскать, глядя на его картины.

Выставка Рериха открыта до 10 марта 2024 года в здании Новой Третьяковки в Москве по адресу Крымский Вал, 10, в любой день кроме понедельника. Стоимость билета: 900 руб. Подробности и часы работы здесь.

Мои публикации на тему природы в искусстве в этой рубрике:

Природа в искусстве | Полярная крачка | Дзен

Спасибо, что дочитали до конца и до скорых встреч!