Побывав на Западе, Пётр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. Это решение, принятое Петром, является главным итогом всех выездов в европейские страны. В результате чего в России произошли реформы в различных сферах жизни общества в XVII-XVIII веках, но большое внимание Петр уделял именно культуре. Рассмотрим культурные петровские преобразования, повлиявшие на развитие России в XXI веке.
Всю реформаторскую деятельность Петра I можно разделить на два периода (этапа): 1696—1711 гг. и 1711—1725 гг. На первом этапе (1696—1711) все преобразования осуществлялись без должной подготовки и при полном отсутствии опытных и специалистов. На втором этапе (1711—1725) реформы стали проводиться более продуманно и целенаправленно, с учетом опыта собственного и иностранного опыта.
Появление первых музеев в России
Первым российским музеем стала основанная Петром I 31 января 1714 года Петербургская кунсткамера – хранилище редкостей, организованное по типу музейного учреждения, распространенного в это время в странах Западной Европы. Их создавали представители знати, ученые, писатели. В коллекции входили предметы искусства, древности, редкие минералы. Кунсткамера до сих пор работает. В ней хранятся множество необычных и интересных экспонатов, что привлекает большое количество туристов.
В Санкт-Петербург, который стал новой столицей государства, перевели из Москвы личные коллекции и библиотеку Петра I. Их разместили в Летнем дворце. Петр I сделал музей бесплатным и выделял деньги на его развитие. Так император приучал аудиторию к восприятию незнакомых вещей и к европейской культуре.
Событие 1714 г. принято считать началом музейного дела в России.
Сейчас на территории Российской Федерации активно развиваются музеи разных направлений, например музей истории России или музей технологий будущего. Музеи помогают каждому человеку открывать доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках, либо рассмотреть их на картинке. В настоящее время музеи способствуют передаче ценностей культуры в современном мире, участвуют в образовательном процессе, способствуют формированию культурной идентичности личности, воспитывают толерантность.
Создание общественного театра
Петр I понимал, что театр должен являться важнейшим звеном в общем комплексе его реформаторских замыслов. В 1697 г. в Западную Европу отправилось «великое посольство», Петр увидел множество балетов и начал убеждаться в его важном значении для общества. Поэтому Петр решает создать театр в России.
В 1702 г. в Москву прибыла англо-немецкая группа из 8 актеров под руководством Иогана Кунста. Актеры проводили спектакли проходили в доме адмирала Лефорта, в Немецкой слободе. Такой театр оказался театром для избранных. Но Петр же хотел организовать русский общедоступный театр, понятный широкому кругу зрителей
В 1702 году на Красной площади в Москве была построена «Комедиальная храмина» —театр на 400 зрителей, который функционирует до сих пор. Этот театр стал уже общедоступным, по сравнению со спектаклями в Немецкой слободе. Он существовал только 4 года несмотря на то, что для его украшения не жалелось золота и серебра, а из Европы специально были приглашены актеры. После строительства Санкт-Петербурга Пётр I в 1719-1722 годах попытался продолжать развитие театральной культуры, но не преуспел.
На данный момент на территории Российской Федерации существуют и функционируют множество театров, которые являются общественными. Многие русские деятели и политики на протяжении многих лет развивали театр во всех его сферах. Театры пользуются большим спросом в наши дни. Государство проводит множество социальных реформ и программ для того, чтобы посещения театров становился общедоступным для каждого гражданина РФ.
Открытие императорской Академии наук
В XVIII в. в России, по примеру других стран, большое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. В 1717 году Петр I посетил парижскую академию наук и его избрали членом академии. Впоследствии чего, он проявил инициативу в открытии Академии наук в Санкт-Петербурге.
Петр Великий в 1724 году подписал указ о создании Петербургской академии наук. Петр осознавал, что вырастить своих ученых будет трудно, поэтому принял решение пригласить ученых из-за рубежа. Открытие академии произошло уже после смерти Петра Великого. Официальным днём открытия императорской Академии наук считается 8 февраля 1724 г. (28 января по старому стилю), когда Екатерина I устроила торжественный приём академикам.
Перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели — разработка и распространение полезных практических знаний. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: теоретической математики, астрономии, географии и навигации; механики, которой Пётр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики (теоретической и экспериментальной), анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики.
Сейчас Академия наук считается одной из крупнейших в стране центров фундаментальных исследований. Академия с каждым годом развивается и многие её выпускники стали известными учеными. Основной целью деятельности академии является организация и проведение научных исследований по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, как со времен Российской Империи, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих развитию России.
В заключении можно сказать, что культурные реформы Петра I являются «толчком» в развитии культуры России в XXI веке. Наиболее благоприятным и плодотворным для развития русской культуры считался XVIII век. Благодаря петровским преобразованиям, появились университеты, первый музей-Кунсткамера, общественные театры и многое другое. Хоть и прошло много лет, но за основу театров и музей берут реформы Петра. Также Петр Великий своими преобразованиями поднимал уровень образования общества. Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской культуры явления: библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру-всё перечисленное развивается до сих пор.