Найти тему

Архип Куинджи, птицы, живопись и поэзия. Дарим художнику в день рождения зимнюю подборку стихов и картин

Январь богат на дни рождения художников. Вот и сегодня нам есть, о ком вспомнить. Достоверно неизвестно в каком году (1841, 1842 или 1843-м – в архиве есть три паспорта мастера), но принято считать(!), что 27 января (по новому стилю) родился величайший пейзажист и неординарный человек Архип Иванович Куинджи.

И к его дню рождения я решила подготовить не совсем обычную статью. Это не рассказ о его удивительной биографии с потрясающими, а порой и необъяснимыми поступками. Я не буду описывать его необыкновенные картины, которые оказали огромное влияние на его современников, учеников и последователей. И из его картин в моей статье будет лишь один небольшой этюд.
Своей публикацией я хочу сделать подарок самому Архипу Куинджи.

Дело в том, что у Архипа Ивановича было очень доброе сердце. Он помогал начинающим художникам, устраивал выставки, поддерживал деньгами своих учеников в Академии художеств, за свои средства возил студентов в европейские музеи. К нему домой постоянно приходили с просьбами знакомые и незнакомые люди, зная, что им не откажут. Его жена Вера Леонтьевна даже вела «канцелярию по принятию прошений».
При этом сами они вели очень скромный, тихий и уединенный образ жизни. В их небольшой квартире даже не было прислуги. Вера Леонтьевна всё делала сама. Как удивлялась жена Дмитрия Менделеева Анна Ивановна, часто бывавшая у них в гостях:
«Ну почему бы им не нанять прислуги? Ведь Куинджи к тому времени миллионер. Столько денег, столько возможностей. Все та же коричневая мебель, старые стулья, продавленный диван».

А селиться Архип Куинджи любил на последних этажах домов, чтобы был выход на крышу. Он очень любил смотреть на небо, вглядываться в космос.
Вот и его небольшая картина
«Крыши. Зима» показывает нам один из таких видов.

Архип Куинджи. Крыши. Зима. 1876. Холст на картоне, масло. 40 х 25. Государственный Русский музей
Архип Куинджи. Крыши. Зима. 1876. Холст на картоне, масло. 40 х 25. Государственный Русский музей

Но это ранняя его работа. Позже, когда он уже был профессором Академии, художник снимал мансарду на Васильевском острове, и оттуда открывался замечательный вид до самого взморья. Именно этот адрес знали все бедняки района и все птицы Петербурга.
Ведь Архип Иванович с состраданием относился не только к людям, но и ко всему живому. Он боялся топтать траву или нечаянно раздавить какую-нибудь букашку. Известен случай, когда он делал операцию бабочке.
«…Однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, – этой бабочке крыло было заклеено «синдэтиконом»…», – писал критик Михаил Неведомский.

И больше всего он любил птиц. Существует множество воспоминаний о том, как художник подбирал (а часто ему и приносили) и выхаживал больных и раненых птиц. Его даже в шутку звали «птичьим доктором». И каждый день ровно в полдень на крышу его мастерской слетались птицы со всего города.

«Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний…», – писал о своём учителе Николай Рерих.


За этим ежедневным занятием и изобразил Архипа Ивановича на крыше его дома
Иван Алексеевич Владимиров (1870-1947), знавший Куинджи по работе в Академии художеств и оставивший о нем воспоминания.

Иван Владимиров. На крыше. А.И. Куинджи кормит голубей. 1910. Холст, наклеенный на картон, масло. 35 х 47. Государственный Русский музей
Иван Владимиров. На крыше. А.И. Куинджи кормит голубей. 1910. Холст, наклеенный на картон, масло. 35 х 47. Государственный Русский музей

Для того, чтобы накормить всех своих пернатых друзей Куинджи требовалось «…ежедневно 1-2 французские булки; вороны получали вдобавок и мясо; а овса выходило до шести кулей в месяц…».

Когда перед смертью художник уже не вставал с постели, его каждый день навещали птицы – ровно в двенадцать часов они стучали клювами в окна его мастерской.
Эта удивительная любовь художника и привела меня к решению сегодня, в день рождения мастера, подарить ему небольшую подборку из стихов и картин, посвященных птицам, и тому как им порой сложно приходится зимой.

И начнем мы с картины Ольги Владимировны Розановой (1886-1918). Эта работа, «Зима. Снегири на дереве», имеет интересную историю. Изначально она находилась в Музее живописной культуры, созданном художниками-авангардистами. Но в 1929 году, когда началась борьба с формализмом в искусстве, эта картина попала в список на уничтожение, так как её отнесли к работам «не имеющими никакой ни музейной, ни продажной ценности». По счастливой случайности (а, возможно, кто-то и помог этой «случайности») «Снегирей» не ликвидировали, и они оказались в Третьяковской галерее.
Дело в том, что это раннее произведение Ольги Розановой, написанное ещё до её футуристических и супрематических композиций. Но некоторая декоративность и упрощение присутствуют уже и в этой работе. Так, например, довольно сложно узнать в изображенных птичках снегирей.

Ольга Розанова. Зима. Снегири на дереве. 1907-1908. Холст на оргалите, масло. 63 x 51. Государственная Третьяковская галерея
Ольга Розанова. Зима. Снегири на дереве. 1907-1908. Холст на оргалите, масло. 63 x 51. Государственная Третьяковская галерея

А Елена Александровна Благинина (1903-1989) напоминает нам, что птичкам особенно тяжело зимой и «их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода»:

Елена Благинина
Морозы жестокие

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку.
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц
За наших воробышков,
Галок, синиц.
У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.


В работе
Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) снегирей и не сразу заметишь. Что любопытно, эту работу я встретила на выставке, где демонстрировались картины художника из частных коллекций, и она выставлялась под названием «Зимний пейзаж». Но на самой картине легко прочесть: «Снегири прилетели. 1870-е гг». Видимо, работа была выполнена после прославившей художника картины «Грачи прилетели», и он назвал её по аналогии с «Грачами». А устроители выставки посчитали некорректным подобное сравнение. Но это только мои догадки о том, почему ей поменяли название.
Надо сказать, что Саврасов очень часто (если не всегда) в своих пейзажах изображал птиц: в небе, на деревьях, на крышах, на снегу или на земле. Пусть они не являются основной темой его картин, но художник, писавший в основном с натуры, как бы говорит им:
«птицы я вас вижу, вы – часть этой природной красоты».

Алексей Саврасов. Снегири прилетели. 1870-е. Холст, масло. Частное собрание
Алексей Саврасов. Снегири прилетели. 1870-е. Холст, масло. Частное собрание
Табличка с картины Алексея Саврасова «Снегири прилетели»
Табличка с картины Алексея Саврасова «Снегири прилетели»

О том, как я разглядывала картины Саврасова на выставке его шедевров, сильно увеличивая изображение при помощи телефона, можно почитать в моей статье /ссылочку оставлю в конце публикации/

Фрагмент картины Алексея Саврасова «Снегири прилетели»
Фрагмент картины Алексея Саврасова «Снегири прилетели»

У узбекского поэта Куддуса Мухаммади (Мухамедов, 1907-1997) есть пронзительное стихотворение, призывающее детей покормить зимой тех птах, для которых «разлука с родиной страшнее лютой стужи»:

Куддус Мухаммади
Как птице перезимовать?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»


У народного художника СССР
Николая Михайловича Ромадина (1903-1987), мастера лирического пейзажа, есть свой «Зимний пейзаж со снегирями». На фоне бело-голубых снегов, практически сливающихся с небом, так ярко и вызывающе горят два маленьких красных пятнышка.

Николай Ромадин. Зимний пейзаж со снегирями. Частное собрание
Николай Ромадин. Зимний пейзаж со снегирями. Частное собрание

Юнна Петровна Мориц (р. 1937) в стихотворении, посвященном Брониславе Захаровой, сравнивает её с таким же отважным птенцом: «в январском холодке растешь и птичьей грудкой розовеешь»:

Юнна Мориц
Тюльпан

*Брониславе Захаровой
Живого чувства родненький птенец,
Как много снега и как мало зерен!
Давно бы превратился в леденец
Любой, кто был бы так же беспризорен
А ты в тени, в январском холодке
Растешь и птичьей грудкой розовеешь.
Январь, январь, январежка в руке.
Захочешь быть – любую тьму развеешь.
Сперва с трудом и без труда потом,
Настроив горло, свернутое трубкой,
Как над живым, над неживым кустом,
Ты, словно вечный, запоешь, мой хрупкий.
Я вижу этот золотой зажим,
Скрепивший голос твой с январской тучей, –
Живому чувству мы принадлежим
И в самый худший день, как в самый лучший.


В картине
Алексея Никаноровича Комарова (1879-1977) «Снегири зимой» красногрудые птички уже настоящие герои произведения. Надо сказать, что художник-анималист был большим мастером в изображении птиц и животных. Он участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», его иллюстрации были в книге «Птицы Советского Союза» под редакцией Г.П. Дементьева и Н.А. Гладкова, а также и во многих других научных и популярных изданиях.

Алексей Комаров. Снегири зимой. 1950-е. Холст, масло. 64 х 80. Государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева
Алексей Комаров. Снегири зимой. 1950-е. Холст, масло. 64 х 80. Государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева

Нашлось и стихотворение, посвященное исключительно снегирям. Его автор, Николай Николаевич Асеев (1889-1963), восхищается их красотой и тем, что «они никого не пугаются»:

Николай Асеев
Снегири

Тихо-тихо сидят снегири на снегу
меж стеблей прошлогодней крапивы;
я тебе до конца описать не смогу,
как они и бедны и красивы!
Тихо-тихо клюют на крапиве зерно, –
без кормежки прожить не шутки! –
пусть крапивы зерно, хоть не сытно оно,
да хоть что-нибудь будет в желудке.
Тихо-тихо сидят на снегу снегири –
на головках бобровые шапочки;
у самца на груди отраженье зари,
скромно-серые перья на самочке.
Поскакали вприпрыжку один за другой
по своей падкрапивенской улице;
небо взмыло над ними высокой дугой,
снег последний поземкою курится.
И такая вокруг снегирей тишина,
так они никого не пугаются,
и так явен их поиск скупого зерна,
что понятно: весна надвигается!
1953


Ну и совсем уж ностальгически прекрасная картина
Николая Ивановича Ульянова (1922-1990) «Снегири. Детский сад». В ней всё умиляет: и чудесные малыши, открывающие для себя окружающий мир, и белоснежный пейзаж за окном с отважными снегирями, и забытый на полу мишка, и даже простенькая табуретка, навевающая детские воспоминания. А какие у девчонок банты!
Николай Ульянов стал художником после войны, где в 1943-м он был ранен и получил инвалидность. Всем своим творчеством он мечтал пробуждать в людях «чувства добрые». И, по-моему, ему это удавалось.

Николай Ульянов. Снегири. Детский сад. 1964
Николай Ульянов. Снегири. Детский сад. 1964

После такой картины сразу хочется вспомнить какое-нибудь стихотворение из детсадовской программы. И тут как нельзя лучше подойдет произведение Зинаиды Николаевны Александровой (1907–1983):

Зинаида Александрова
Новая столовая

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний –
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.


Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898)
, как и её старший брат, знаменитый живописец Василий Поленов, посвятила свою жизнь искусству. В 1882 году она приехала к брату в Москву и вскоре стала вместе с другими членами «абрамцевского кружка» создавать костюмы для спектаклей театра Мамонтовых. Она увлеклась народным творчеством и иллюстрацией сказок.
Но также она сохраняла свою, возникшую ещё в петербургской школе Общества поощрения художеств, любовь к акварельному пейзажу.
В музее-усадьбе «Поленово» хранится немало её акварелей, в том числе и зимних пейзажей. Один из них – «
Зимний лес (Вороны)». Елена Дмитриевна в любое время года приезжала в Абрамцево, где она работала на пленэре. Поэтому скорей всего и ворон она рисовала с натуры, но даже они представляются мне немного сказочными.

Елена Поленова. Зимний лес (Вороны). 1883. Бумага, акварель. 43 x 74. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Елена Поленова. Зимний лес (Вороны). 1883. Бумага, акварель. 43 x 74. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Про такой зимний лес с птичьими стаями есть очень красивое стихотворение у Андрея Дмитриевича Дементьева (1928-2018):

Андрей Дементьев
Зимний лес

Зимний лес – такой в лесу обычай
Собирает много птичьих стай.
И плывет по лесу гомон птичий,
Словно за столом звенит хрусталь.
Собирая корм, синицы скачут.
На снегу расселись снегири,
Будто это расстелили скатерть,
Вышитую пламенем зари.
Через сук салфетку перекинув,
Над гостями клонится дубок.
Набросали птицы под осину
Кучу вилок – отпечатки ног.
И в густую хвою песни спрятав,
Засыпают птицы на суках.
А внизу стоят, как поварята,
Пни в огромных белых колпаках.


И ещё один лиричный зимний пейзаж, автор которого советский художник -
Анатолий Яковлевич Коровин (1930-1995). /Не спутайте с его однофамильцем русским импрессионистом Константином Коровиным/. Анатолий Коровин в десять лет остался без родных, так как они были объявлены «врагами народа». Воспитывался в детском доме, где он увлекся рисованием. Позже он закончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, и вся его художественная деятельность была связана с Пензенской областью, где и находится большинство его работ.
Художник изображал природу во все времена года. Его работа
«Зима» показывает нам заснеженную деревню и молодую берёзку, на ветках которой жмутся бедные пташки, перебравшиеся из леса поближе к людям. Тут же и важные сороки.

Анатолий Коровин. Зима. 1974. Холст, масло 70 х 56,5. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Анатолий Коровин. Зима. 1974. Холст, масло 70 х 56,5. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

А у Николая Михайловича Рубцова (1936–1971) есть строки про такого замерзающего воробья, который несмотря на все трудности «не становится вредным»:

Николай Рубцов
Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
1963


В картине
Андрея Николаевича Шильдера (1861-1919) «Пейзаж с белой церковью» большая стая птиц кружится над селом. Здесь около церкви наверняка найдется добрая душа – тот, кто как Архип Иванович Куинджи вынесет пернатым булочку. А в колокольне, под крышей можно будет и немного обогреться.

Андрей Шильдер. Пейзаж с белой церковью. 1914. Холст, масло.100,5 х 132,6. Частное собрание
Андрей Шильдер. Пейзаж с белой церковью. 1914. Холст, масло.100,5 х 132,6. Частное собрание

В стихотворении у Александра Яковлевича Яшина (Попов, 1913-1968) звучит уже прямой призыв к нам: «Покормите птиц зимой», в надежде, что в наших сердцах найдется «и для птиц тепло».

Александр Яшин
Покормите птиц

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
1964


Думаю, услышать этот призыв и было бы лучшим подарком
Архипу Ивановичу Куинджи в его день рождения.
Недаром, говорят, что он умел преображать краску в свет. Это от того, что в нем самом было много этого доброго света.
Большую часть всех своих накопленных средств и земли в Крыму Куинджи завещал Обществу художников на поддержание молодых дарований. В последний путь его провожали не только родные, друзья и ученики, но и чуть ли не все петербургские нищие. И наверное, где-то там же кружили и его пернатые друзья.

«… Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубины души его…», – писал Николай Рерих.


С любовью, ваша Света В.

Статья про шедевры Саврасова:

Другие мои статьи с картинами и стихами можно посмотреть в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен

Ссылки на все мои новые статьи я публикую в своем Телеграм-канале:

Света В Литературе и Искусстве