Удивительная обнаружена закономерность! В Москве в последнее время строится невероятное число дорог. Предполагается, что эти новые дороги должны решить вечную проблему пробок! Ну логично же: раз имеющихся дорог на всех не хватает, надо просто построить их больше, тогда - хватит.
Масштаб построенного за последние годы и правда грандиозен: это и Московский Скоростной диаметр, состоящий из Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, это и два (!!!) дублёра Кутузовского проспекта, это и разные трассы в Новой Москве, и расширение развязок на МКАД, и расширение вылетных магистралей, да и Северо-Западная хорда..
Вот только незадача: последнее время построенные дороги встают в заторы практически сразу! Периодически проезжаю ради интереса по новым хордам.. В пробку попадаю практически каждый второй раз стабильно в разных местах.
Это Северо-Восточная хорда в районе Измайлово. Кстати, это даже был не будний день, это было воскресенье!
Северо-восточная хорда в Ховрино ещё до открытия связи с Юго-восточной. Уже тогда тут начали случаться затыки, а их ещё больше!
Как так выходит, почему? Ведь хорды - именно то, чего так не хватало городу, из-за их отсутствия он задыхался в пробках! Теперь проблема должна исчезнуть, но, оказывается, что ничуть!
Всё, увы, банально просто! Никогда проблема пробок не решается строительством новых дорог! Никогда! Про это регулярно говорят транспортные специалисты, об опасности и вреде строительства новых дорог регулярно напоминают экологи и урбанисты, весь мировой опыт показывает многократно ошибочность этого пути! Но тем не менее, дороги продолжают строиться..
Я могу повториться: ложная в корне предпосылка о том, что новые дороги могут решить проблемы пробок, заключается в том, что число машин считается числом постоянным. Если бы это в теории было так, возможно бы этот метод и работал. Но новые дороги стимулируют новых горожан больше пользоваться автомобилем, потому что они предоставляют больше возможностей быстро добраться. В итоге, растёт уровень автомобилизации и общая площадь пробок!
Убеждают себя в справедливости этого ложного вывода автомобилисты тем, что после открытия новой дороги действительно становится проще на некоторое время ездить: "ну вот проехал, намного быстрее и удобнее", а на старых маршрутах действительно сперва пробки тоже уменьшаются. Но проходит какое-то время, и на освободившуюся дорогу приходят новые клиенты, и всё опять встаёт в заторы.
Обычно этот цикл занимает несколько лет - новым автомобилистам надо успеть попробовать новый маршрут, приобрести автомобиль и сменить свой образ жизни. Я думал, что тут тоже примерно столько же времени будет до запробливания этих новых шоссе в городе, а то и больше. Но даже я не верил, что это случится ну прямо так быстро, в течение 2-3 месяцев, а то и в первые недели!
Сами видите, у меня очень много постов из этой серии. Почему-то мало кто обращает на это внимание, но эффект практически всегда один и тот же: строят новую дорогу или расширяют существующую, а она через некоторое время также забивается машинами, и эффекта никакого. Но только огромные деньги потрачены, город стал хуже и неудобнее. Сколько же ещё нужно квадратных километров закатать в асфальт, чтобы убедиться, что не работает это никак?
Получается, эти новые скоростные дороги дают хоть какой-то выигрыш только во внепиковое время (желательно ночью или в праздники) - тогда можно по ним проехать на 5 минут быстрее, чем по старой дороге. В часы пик (а уже и не только в них) хорды встают, время на них уже особо и не сэкономишь.
А ведь у всех этих дорог - крайне высокий негативный внешний эффект: неудобная и непригодная к использованию городская среда. По ней некомфортно ходить пешком, гулять, ездить на велосипеде. И такая среда также стимулирует горожан побольше пользоваться автомобилем, даже на небольшие расстояния. Об этом тоже никто не задумывается.
Единственный путь тут - полностью отказаться от строительства в городской черте новых автомобильных дорог, особенно скоростных, и от расширения существующих. Можно ограничиться только какими-то локальными реконструкциями и улучшениями, но не сильно увлекаться. Все высвободившиеся средства можно направить на развитие общественного транспорта, в первую очередь - трамвая, наземных железных дорог и метро, а также удобных пересадок и хорошей интеграции между разными видами ОТ, на развитие альтернативных способов перемещения (СИМы, велосипеды), на развитие пешеходной среды, да хоть и на школы, поликлиники и детские площадки - тут всяко будет больше пользы.
Город должен сам подсказывать жителю не пользоваться автомобилем: в первую очередь тем, что сделать перемещение без него максимально комфортным и удобным. А тем, кому без машины никак, да и всякому деловому и грузовому трафику вполне может хватить и существующих дорог: их вполне достаточно для быстрого и удобного перемещения.
Справедливости ради, надо сказать, что в Москве, кстати, это даже частично поняли, и немало вкладываются, в том числе и в платные парковки и развитие ОТ, и в центре улицы сужают. Но новое дорожное строительство в других местах, к сожалению, нивелирует позитивные эффекты от этого.
А вы что думаете? Проехались уже по хордам? Как считаете, правильно ли их построили, или можно было без них обойтись?