«Если мы вошли в Берлин, то это и потому, что немцы не вошли в Ленинград».
Илья Эренбург
В отличие от Эренбурга – личного врага Гитлера - команда его соплеменника Алексея Венедиктова из журнала «Дилетант» считала, что Ленинград следовало сдать «во избежание жертв». Но Гитлер не скрывал планов по полному уничтожение города Ленина и самих ленинградцев. Надо просто ни бельмеса не смыслить, чтобы даже тень иной версии промелькнула. Ныне все эти уточнители истории – от Венедиктова до Дымарского – иноагенты и теперь лишены многомиллионного эфира.
Напомним, что блокада Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года.
От голода, холода и бомбёжек в городе погибли 630 тысяч мирных жителей. Такая цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. 20 октября 2022 года суд Санкт-Петербурга признал блокаду Ленинграда геноцидом советского народа, памятная доска об этом уже появилась на Пискарёвском кладбище. На заседании представили секретные документы, доказывающие, что жертв могло быть более миллиона. Самые большие захоронения - на Пискаревском кладбище. Почему к мемориалу, где возлагал цветы Путин - ТАК ТРУДНО добираться? Почему там нет станции метро?!
Сегодня, 27 января с 10:00 до 12:00 и с 19:00 до 22:00 будут гореть факелы Ростральных колонн. Бросим взгляд в их отсветах… Символично, что именно в героическом Ленинграде президент Владимир Путин, который помогал вернуть немецкое название Санкт-Петербурх, дал важную установку: Он заявил на летучем заседании правительства, что элита страны должна формироваться из тех, кто защищает родину, а не из «чудиков, обнажающих гениталии». Его слова по итогам встречи со студентами — участниками СВО передает ТАСС.
«Мы вообще, в принципе, этих ребят должны поддержать. <…> Я сегодня встречался со студентами, которые прерывали обучение. Многие из них пошли в зону боевых действий. Вот именно из этих людей мы должны в будущем формировать элиту страны. Не из тех, вы уж извините, которые там гениталии обнажают или заднее место показывают», — сказал президент. При этом он добавил, что «такие тоже нужны, но…». Не знаю, зачем «такие» нужны – для видимости демократии, наверное?
Несколько не праздничных слов – для демократии тоже – властям города, а то губернатор Беглов просто купался во внимании президента и в рапортах по свершениям. На огромный исторический город может быть самый разный взгляд. Историк смотрит так, градостроитель эдак, политик (нынешний) – похоже, никак. А я – литератор, частый гость дорогого для меня Питера, уже писал, что бросил беглый, чисто туристский взгляд.
Город начинается с вокзала, с привокзальной площади. Она- самая неудобная из всех, виденных на свете. Если вам надо на метро – нет проблем, если же на главную магистраль - Невский проспект или, скажем, улицу Восстания, надо проделать огромный путь с вещами и оживлёнными переходами вкруголя – или мимо гостиницы «Октябрьская» - направо или налево – мимо старого корпуса «Октябрьской» (теперь как-то по-другому). Выход тут должен быть один, как во всех нормальных туристских центрах – подземный переход. Вокзал-красавец Нюгати (западный) в Будапеште встречает светлым переходом, где и киоски, и ларьки, и даже винный погребок, и вход в огромный торговый центр. Целый подземный город для удобства. В СПб на это, наверное, не решится ни один губернатор – несколько лет со срывом сроков, с миллионами проклятий – конец карьере!
Кстати, смешно: в самом здании вокзала - схема маршрутов, устаревшая ещё десять лет назад – с Житомиром и Киевом. Туда из СПб ходят поезда? А - плевать! Интересно, поправили к юбилею?
Турист глазеет, любуется зданиями. Да, Питер – кладезь. Каждый раз открываешь новое – шедевр архитектуры, доски и памятники. Меня потряс прямо дворец Страхового общества России и доска Ольги Берггольц – особенно в дни с 18 по 27 января. К месту и впечатляюще! Но в каждый приезд расстраиваешься, что кладезь этот – ветшает. В эту сумрачную пору особенно видно, что главные ансамбли – поддерживают, а чуть вглубь – обшарпанно, не ухоженно, запущенно. Империя и Российская, и Советская столько настроила, что это – просто не удержать в порядке. Если не заставить раскошеливаться: олигарх? – два квартала приведи в порядок. Другого пути – просто нет пока.
Ну что ещё: рестораны с западными названиями – «Шенген» или «Ля… ку-ку» стоят пустые (днём особенно). Но что и впрямь хочется отметить: питерские столовые, особо – с названием «Советские», даже в центре: чисто, вкусно, ухоженно, ДЁШЕВО!
Конечно, поставлено хорошо экскурсионно-музейно-выставочное дело. Есть музейчики по каждой теме. Был в «Книжной лавке писателей» на Невском - тоже на высшем уровне по продуманности, выкладке, с кофейней. Такого книжного - в Москве просто нет! К сожалению, он ВЕСЬ завален книгами Иосифа Бродского. Не место оценивать само творчество забываемого, по моим наблюдениям, поэта. Но – наглядный перекос.
Ещё один вопиющий недостаток, присущий и Москве: в туристском городе – пропадают названия улиц на угловых домах. Это – вообще пещерность, а в Питере с его строгой планировкой – дикость. Ты доходишь до угла и ничего не понимаешь: где, что? А я побывал в городе не сочтёшь сколько раз, и всё равно теряюсь. А если впервые, с картой? Тут власти города - преступно не дорабатывают. Ещё в 2010–2011 годах по всему центру, а также по некоторым спальным районам началась полная замена старых номерных знаков. Вместо рельефных появились металлические пластины. Наблюдатели подчеркнули их значительный минус: если название улицы длинное или состоит из нескольких слов, то его втискивали в небольшое поле за счет сужения шрифта. В результате прочитать названия Малодетскосельского проспекта или Конногвардейского бульвара можно только с ближайшего тротуара или в бинокль. Вместе с адресными знаками были демонтированы таблички с нумерацией домов на участке улицы в квартале. Они висели на каждом углу, и по ним легко можно было понять, в какую сторону нужно идти в поисках нужного дома. Средств на восстановление такой практики – оказывается, нет!
Вроде, опять меня могут упрекнуть в критиканстве. Но я что же, не могу поделиться живыми впечатлениями?
К сожалению, поехать на торжества не удалось, потому что я жду тиража книги про лётчиков-защитников ленинградского неба. Тут один злопыхатель написал, что даже проверял: нет, мол, такой книги на Литрес.
Появится скоро!
А пока интервью – о будущей книге на «Русском поле».
http://suzhdenia.ruspole.info/node/16569