Найти тему

Как появились"каменные люди" Виктора Васнецова

Оглавление

Что такое "каменные люди"?!

Кто был в Историческом музее в Москве, мог видеть во втором зале, там, где экспонируются доисторические артефакты, красочное панно, изображающее различные эпизоды из жизни первобытных людей. Правда, разглядеть там подробности весьма сложно, поскольку в этих залах нещадно экономят электричество (вероятно, чтобы свет не повлиял на сохранность древних экспонатов). Во всяком случае, когда я заходил в этот музей в ноябре, то бродил там по залам первого этажа впотьмах.

Но вернемся к панно. Называется оно «Каменный век», и написал это масштабное произведение Виктор Васнецов, известный широкому зрителю благодаря своим картинам на исторические и сказочные темы. А тут он погрузился в первобытный период.

Фрагмент панно.
Фрагмент панно.

Император Александр II официально дал старт строительству в Москве музея отечественной истории в 1872 году. Здание проектировал архитектор В. О. Шервуд, а стоять оно должно было, ни много, ни мало, на Красной площади. Теперь это неотъемлемая часть сердца столицы. Одним из основателей музея был граф А.С. Уваров, с которым был знаком Виктор Васнецов. И вот, в 1882 году граф как-то пригласил художника на заседание за чашкой чая, там присутствовали также археологи и историки. И на этом неформальном совещании Уваров попросил Васнецов расписать стены второго зала картинами на тему каменного века. Художник был поражен таким предложением, поскольку никогда не интересовался доисторическим периодом и мало что о нем знал. Поэтому отказался.

Однако, по дороге домой, размышляя над неожиданным предложением, он вдруг начал видеть мысленным взором различные картины из жизни людей каменного века. Накатило вдохновение.

Фрагмент панно
Фрагмент панно

Приехав домой, он тут же сделал предварительные наброски, а на следующий день связался с Уваровым и сообщил о своем согласии. Художник с головой погрузился в каменный век: читал книги, изучал артефакты того времени. Он не вылезал из Исторического музея, работа захватила его. Изображаемых им персонажей он называл каменными людьми. С точки зрения композиции панно было довольно сложным — зал круглый, фриз разделен окнами. Но Васнецову все было нипочем, он увлекся не на шутку. Чтобы быть ближе к Москве, он с семьей переехал в Абрамцево. Для образов первобытных людей ему позировали друзья и близкие. Среди них, кстати, был и молодой Валентин Серов.

Открытие зала состоялось в ноябре 1885 года. Панно Васнецова вызвало всеобщий восторг.

Рекомендую интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события

А тут моя жена читает стихи