Найти тему

Все человеческое уйдет в прошлое, Богу принадлежит будущее

ἐγὼ ἐβάπτισα ὑμᾶς ὕδατι αὐτὸς δὲ βαπτίσει ὑμᾶς ἐν πνεύματι ἁγίῳ (Μκ.1:8)
Я покрестил вас водой, Он же будет крестить вас в Духе Святом.

Постоянные неудачи могут сломать кого угодно. Очень тяжело мыслить позитивно и с уверенностью смотреть в будущее, когда ты знаешь, сколько раз ошибался, сколько раз хотел сделать что-то хорошее, но ничего из этого не выходило. Тяжело сознавать, что все твои усилия могут быть бесполезными и, если не произойдет чуда, то прекрасное и желаемое так и не случится в твоей жизни. Многим, к сожалению, знакомы подобные сомнения.

Что-то отдаленно похожее чувствовал и Иоанн-креститель. Он осознавал себя предшественником Кого-то великого и сильного, Кто изменит судьбы мира, но какой был смысл в том, что делал он сам? Иоанн не мог не задаваться этим вопросом.

В 8 тексте 1 главы Евангелия от Марка множество противопоставлений. Он полностью построен на противопоставлении человеческого и Божественного.

ἐγὼ (я, Иоанн) противопоставляется αὐτὸς (Мессия).

ἐβάπτισα (покрестил) противопоставляется βαπτίσει (будет крестить).

ὕδατι (водой) противопоставляется πνεύματι ἁγίῳ (Духом Святым).

Все человеческое уйдет в прошлое, Богу принадлежит будущее. Иоанн понимал, что его работа носит ограниченный временный характер, поэтому говорит, "я уже покрестил". И хотя он был популярен на тот момент, находился в центре внимания, но его дела относятся к прошлому, уходят в прошлое, а все, что будет делать грядущий Мессия наполнит собой будущее, поэтому говорит "Он будет крестить".

Человек меняет физическое и материальное, Бог духовное. И вот тут возникает самый важный и интересный вопрос. А что, собственно, Иоанн полезного делал? Какое значение имеет все это купание огромных масс народа на природе? И он и люди относились к этому действу очень серьезно, но что это меняло в жизнях людей? Можно наверняка сказать, что люди после встречи с Иоанном возвращались домой немного чище, чем были до этого. Их тела, их одежды омывались водой. Но... сколько сердец очистилось от эгоизма и сомнений? Сколько людей стали добрее, терпеливее, вернее? И как омовение в воде могло вообще кого-то сделать лучше? Никак. Иоанн это понимает.

Иоанн говорит, что народу нужно нечто большее, чем может предложить он. Точнее Кто-то больший. Кто умеет менять и очищать дух, а не тело и одежду с помощью воды. Это Христос, Божий посланник, путь для которого готовил Иоанн, Он будет омывать не водой, Он будет очищать не по-человечески. Он будет погружать в Дух Святой. В этом погружении очистится не внешность, а сама сущность человека, его сердце и дух.

Ἐβάπτισα — дословно значит погружать, пускать ко дну.
Фарисей же удивился, увидев, что Он не (умыл) рук перед обедом\ὁ δὲ Φαρισαῖος ἰδὼν ἐθαύμασεν ὅτι οὐ πρῶτον (ἐβαπτίσθη) πρὸ τοῦ ἀρίστου (Λκ.11:38) В этом тексте слово ἐβαπτίσθη употреблено для обозначения мытья рук перед едой. Но не о простом гигиеническом омовении идет речь, а о ритуальном. Таким же образом и Иоаново погружение в воду совершалось в ритуальном, религиозном смысле. Оно значило, что человек желает встретить Мессию с чистым сердцем.

По словам Иоанна, с приходом Мессии будет сделан шаг от ритуала к реальности, от символа к воплощение, от внешнего омовения к изменению сердец. Но для этого дела Иоанна должны быть дополнены делами Христа. И когда это произойдет, все, что делал Иоанн, обретет, наконец, подлинное значение.

В жизни Иоанна это чудо произошло. Бог приложил Свой Дух к его делам и они обрели смысл. Сын Божий добавил Свой божественный элемент и дела Иоанна достигли цели, произошло что-то по-настоящему полезное, что-то, что по-настоящему изменило жизни многих людей к лучшему. Но это произошло по целому ряду причин:

  • Иоанн делал то, что Бог благословлял;
  • Иоанн знал, что его усилий не достаточно для достижения цели;
  • Иоанн дал возможность Христу наполнить Святым Духом его работу.

Любой, кто попросит Духа Святого у Иисуса Христа, получит этот бесценнейший подарок. Его дела, если они будут сделаны с Божьей помощью, обретут дух, то есть оживут, образно говоря, наполнятся подлинным, живым содержанием.

Только делая свое дело, а Богу разрешая делать Его дело в твоей жизни, можно обрести удовлетворение, радость и покой.