Это вторая из двух статей, посвященных проблеме волков, выращенных человеком. Часть 1 здесь.
Чтобы облегчить понимание проблемы, попробуем зайти от обратного. История знает немало случаев, когда человеческий детёныш, ребёнок, вырос без контакта с людьми. Причем неважно, где он находился, в логове ли у волков, или в стае обезьян. Такие ребятишки получили название дети-Маугли, в честь главного героя Книги джунглей Р. Киплинга. Главное и ключевое, что объединяет всех детей-Маугли то, что у такого ребёнка не было контактов со взрослыми людьми, в особый, ответственный за это период жизни, в возрасте от 1 до 3-4 лет. Некоторые специалисты считают, что этот период начинается даже раньше года. Отсутствие практики речевого общения в это время приводит к тому, что в дальнейшем, даже если такое существо попадет в человеческое общество, то полноценно общаться и освоить речь оно уже не сможет.
Психологи называют это время сенситивным периодом первичной социализации, когда ребёнок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.
Величайшим эволюционным достижением человечества является речь, способность формулировать и передавать мысли с помощью сигнальных кодов. Так вот речь, которой мы обязаны всеми своими преимуществами по отношению к другим животным, включая создание цивилизации, по наследству не передаётся! Наследуются и передаются в ряду поколений анатомические особенности речевого аппарата и способности к её усвоению. Но саму речь и умение ею пользоваться, ребёнок получает лишь в процессе индивидуального обучения, которое возможно лишь в общении с умеющими говорить, то есть владеющими речью взрослыми. Причем эффективное обучение и освоение речи происходит в довольно узком периоде, который заканчивается к четвёртому году жизни ребенка. Человек – существо социальное и чтобы ребенок в полной мере прошёл социализацию, он должен активно контактировать со взрослыми, владеющими этими навыками людьми. Этот сенситивный период имеет начало и конец, то есть это ограниченное временными рамками окно возможностей для растущего и развивающегося организма.
Упустив сенситивный период развития, дети-Маугли не могут стать полностью социализированными. Существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детёнышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у таких детей оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».
Попав в человеческое общество в более старшем возрасте, такой ребёнок освоить речь уже не может, то есть полноценным человеком он никогда не станет. Найденные в лесу в более старшем возрасте дети-Маугли с большим трудом смогли освоить не более нескольких десятков слов.
Привить им эти навыки и обучить жизни в обществе в дальнейшем было невозможно. Можно ли такую особь считать полноценным человеком? Конечно же нет. И хотя перед нами биологически представитель вида Homo sapiens, но по своему социальному и умственному развитию ему очень далеко до обычного среднестатистического члена человеческого общества.
Итак с человеком и человеческим детёнышем, лишенным общения со взрослыми, все понятно. Но ведь у зверей речи нет!
Да, у зверей действительно нет речи, но есть система коммуникации, нередко очень сложная. А она тоже подразумевает обмен информацией между особями. Особенно сложная система взаимодействий и обмена сигналами существует у социальных видов, живущих не поодиночке, как например медведь или лисица, а семейными группами, как волки. Я.К. Бадридзе, изучавший волков и сумевший стать членом волчьей стаи, вообще предполагал, что у волков есть какая-то система телепатического общения, настолько хорошо члены одной семьи, лишь обменявшись взглядами, понимали друг друга.
Но ведь система коммуникации у волков, также как и речь у человека не дана изначально, это не врожденные качества, им надо учиться, также, как ребёнок осваивает речевое общение. Не освоив эту систему, стать настоящим волком так же непросто, как ребёнку выросшему с волками стать человеком. И недаром молодые волки, при не очень-то большой продолжительности жизни этого вида, живут в родительской семье, не создавая собственную, два, а то и три года. При том, что волки в природе живут не более десяти лет, на обучение у них уходит без малого треть жизни! Без сомнения, в это время они учатся охотиться, осваивают различные приемы и способы добычи разных животных. Но другой, не менее важной стороной этого обучения становится усвоение сигналов и особенностей волчьей коммуникации, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание членов стаи. То есть за эти два-три года молодые волки, кроме всего прочего, учатся быть полноценными волками.
Выросший среди людей волчонок – это тоже «дите-Маугли», только наоборот. Взятый из логова щенком, он ещё не успел освоить и понять сложную систему специфических сигналов и символов, с учетом которых формируется стереотип истинно волчьего поведения. Сможет ли такой волк жить в дикой природе, создать полноценную волчью семью-стаю, организовывать и проводить совместные охоты, полноценно общаться со своим половым партнером и своим потомством? Без сомнения, у зверей действуют мощные инстинктивные программы, во многом определяющие их поведение. Но ведь недаром, в дополнение к ним, в течение двух, а иногда и более лет, молодые волки проходят обучение в семье. И учатся они не только приемам и способам охоты, но осваивают и совершенствуют навыки социального поведения.
Нарушения поведения нередко проявляются в условиях вольерного содержания. Именно на основе наблюдений за поведением неродственных волков в вольере зоопарка города Базеля Рудольф Шенкель сделал выводы о структуре волчьей стаи, ошибочность которых была признана лишь через полсотни лет.
Шон Эллис, человек, который жил в вольере с волками, описывает промискуитет в группе из четырёх волков, когда единственная в группе волчица, спаривалась со всеми своими соседями по вольеру. Может ли такое быть в природе? Да, вероятно может, но не в семейной группе, а скорее всего в группе бродячих молодых волков, составляющих популяционный резерв этого вида. А вот в реальной стае, состоящей из пары матерых и их потомства, нынешнего и предыдущего годов рождения, такого не бывает. И не зря матерая волчица изгоняет из стаи своих повзрослевших и достигших возраста половой зрелости дочерей.
Так что, наблюдения Шона Эллиса в вольере с четырьмя молодыми, никогда ещё не имевшими потомства волками, отнюдь не показатель волчьего видового поведенческого стереотипа. Это именно особенности поведения молодых животных, часто склонных к промискуитету, тем более живущих в условиях неволи. Возможно, это проявление поведенческой пластичности, на основе которой когда-то возникла собачья полигамия. И ключевым моментом здесь было именно то, что эти молодые волки, не прошли обучение в родительской семье, они не видели примеров социального семейного поведения, а потому и вели себя подобным образом.
Но волку в дикой природе, за исключением групп бродячего молодняка, полигамия не свойственна! Волки образуют парный союз, то есть это животные моногамные. Да по-другому их жизнь в дикой природе и невозможна. Потому что без помощи самца, волчица одна не сможет выкормить и вырастить полноценное потомство. И когда тот же Шон Эллис рассказывает о дикой стае, с которой он якобы, прожил безвылазно два года, и при этом переносит на диких волков результаты своих наблюдений в вольерах, хочется сказать словами Станиславского – не верю!
Так что выращенные человеком волки, получившие «синдром Маугли» наоборот, вряд ли смогут стать полноценными членами, а тем более основателями волчьей семьи в дикой природе. Скорее всего, они обречены жить вблизи человеческого жилья, побираясь на помойках, добывая для пропитания кошек и собак, создавая определенную опасность для человека.
Напоминаю подписчикам и читателям канала, о том, что вышедшая в издательстве "Фитон XXI" моя книга о волках "Волчьими тропами. Лесная быль" пока ещё есть на ОЗОНЕ. Периодически её там разбирают, но это не критично, поскольку издательство выкладывает новые партии. Прошу тех, кто уже прочитал книгу, поделиться своими впечатлениями, а тех, кто приобрёл её на "ОЗОНЕ", оставить там свой отзыв.
Обращаю внимание всех подписчиков и читателей, что на канале проводится конкурс фотографий подписчиков, по итогам которого будет разыграна эта книга. Подведение итогов конкурса назначено на 1 февраля, и вы ещё можете успеть прислать свои фотографии и выиграть книгу с автографом автора! Победители конкурса будут определены по результатам голосования среди подписчиков! Заходите на страницу конкурса и голосуйте за понравившиеся фотографии, которых на сегодняшний день уже более пятидесяти!