Еще с 2009 года Джонни Гринвуд был полностью раздосадован заморочками самой усердной стадионной группы в мире. "Ему это надоело, он не выносит того темпа, как мы работаем", говорил в тот год Том Йорк. Несмотря на нетерпение гитариста и композитора, он все равно предавался обсуждению того, что Йорк назвал "дополнительными штуками": хитрыми струнами и душными визгами, которые вплетают острие колючей проволоки в уют Radiohead. "Все время говорит: 'Давай, нам нужны неверные ноты'", шутил Йорк.
Но такого Гринвуда мы еще не слышали. Во втором альбоме от The Smile, "Wall of Eyes", его враждебные гармонии и быстрота в студии подталкивают троицу в новое направление; это его самое захватывающее и взрывное выступление с тех пор, как вышел "In Rainbows". Здесь нет времени на их обычную усердную слаженность: продюсер Сэм Петс-Дэвис решает подчеркнуть, а не скрывать, разнообразие песен Йорка и Гринвуда, в то время как барабанщик Том Скиннер метется, строя свои гнезда в их негостеприимных ритмах. После великого взрыва дебютного альбома, "Wall of Eyes" собирает части в место, где вам, а возможно, и этим беспокойным музыкантам, захочется обосноваться.
Больше всего на "A Light for Attracting Attention" бросаются в глаза "Friend of a Friend" в стиле Битлз и бурная "Bending Hectic", представляя контрастные картины привлекательности The Smile. Первая черпает вдохновение из кадров итальянцев, объединяющихся в песне на своих балконах во время изоляции; эпилог сопоставляет эту солидарность в период пандемии с реакцией элит. "Где деньги? / У кого-то в кармане, друга друга," сетует Йорк, вызывая ковидный кронизм британской Консервативной партии. Но мелодия божественна, даже легко запоминается — это его лучший замах на ваши струны сердца со времени "True Love Waits".
На противоположном полюсе "Bending Hectic" погружает нас в давнюю страсть Йорка к катастрофам на дорогах — в данном случае, последним моментам общественной личности, которая обещает свернуть с итальянской горной дороги. Группа исполняет эту балладу о самоубийстве в автомобильной катастрофе как блестяще изогнутую любовную песню: таково высокомерие рассказчика, что, когда оркестровый кульминационный момент сигнализирует о падении, и блеск струн Гринвуда превращается в визг шин, мы воспринимаем этот адский поход как отважный финальный акт.
По всему альбому гитары и аранжировки Гринвуда блуждают между хаотичным экспрессионизмом Can и инопланетным фолк-фьюженом Роберта Уайетта. Эфирный вокальный диапазон Йорка всегда был его фишкой и костылем, проверенным во всех видах, начиная с "Climbing Up the Walls" и заканчивая "The King of Limbs". Сейчас он разделяется между желанием взять под контроль песню или окунуть ее в призрачный пар. Но даже его менее яркие моменты завораживают. "Wall of Eyes" начинается с двух неотразимых медленных треков: холодной босса-нова с загадочным названием, где он шепчет о цифровом наблюдении и седации, и "Teleharmonic", в духе "All I Need", где нарратив напряженных персонажей запутывается в синтезаторах, цепляясь за любовь, как за спасательный круг.
Поставив две самые туманные песни впереди, альбом затягивает в транс. Затем гитара Гринвуда, долго прячущаяся на заднем плане, внезапно зажигает нервный центр на "Read the Room" и "Under Our Pillows", как будто это альтернативный рок-сюит с цепляющими хуками и завершениями в стиле моторики. Когда напряжение снимается музыкальной шкатулкой или взлетом струн Лондонского Современного Оркестра, песни удивляют нас дважды: сначала, избегая ожиданий красоты, а затем предоставляя ее все равно.
На второй стороне альбома появляется небольшое колебание только в "I Quit". В то время как завораживающий финал "You Know Me!" развивает параноидальные баллады Йорка, "I Quit" похожа на дисконтную версию "Codex" или "Tinker Tailor Soldier Sailor": всегда завораживающая, но без финального откровения — чувства рассвета в каком-то мраке подполья, которое превращает песни Radiohead в возвышенные.
После десятилетий творческого совершенствования и экспериментов со звуком Radiohead, Йорк и Гринвуд кажется, что они решили больше не сопротивляться — расслабиться и позволить своим творческим порывам поглотить все. "Wall of Eyes" отдает приоритет джазу, космической музыке, прогу — эстетическим указателям и сателлитным жанрам, обычно держащимся в тени более устоявшихся групп. The Smile, хотя они и странные и диковинные, легко вписываются в традицию омниворного арт-рока.
Треклист
1. Wall of Eyes
2. Teleharmonic
3. Read The Room
4. Under Our Pillows
5. Friend of a Friend
6. I Quit
7. Bending Hectic
8. You Know Me!
Дата релиза: 26 января 2024 года
Студия: XL Recordings Ltd.