27 января — День воинской славы России, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Немалый вклад в это великое дело внесли железнодорожники, чьи героические усилия позволили эвакуировать жителей, снабжать город и обеспечивать фронт боеприпасами.
Сегодня приглашаем вас погрузиться в историю и узнать, какую роль в обороне Ленинграда сыграли маневровые локомотивы. Начнём с танк-паровоза серии Ь, который встречает посетителей при входе в Музей железных дорог России.
Паровоз серии Ь
Паровоз серии Ь (ерь) Коломенского завода 1897 года — один из самых старых паровозов, сохранившихся в России на данный момент, и самый старый паровоз в экспозиции музея.
Обозначение серии появилось в 1912 году. В Великой Отечественной войне такие паровозы дореволюционной постройки сыграли значимую роль.
Роль железных дорог в обороне Ленинграда
В осаждённый город грузы доставлялись по железным дорогам до товарных станций. От станций грузы нужно было развозить по городу, а с заводов — вывозить готовую продукцию на фронт.
Так как город находится в дельте реки Невы и разрезан реками и каналами, ко многим предприятиям подвести железные дороги было затруднительно или даже невозможно.
Нехватка грузового транспорта сказалась ещё в начале Первой мировой войны.
Тогда на помощь железным дорогам пришли трамваи. С 1914 года была проложена специальная трамвайная ветка на грузовую станцию Варшавского вокзала. Эту ветку использовали для перевозки грузов, а также для перевозки раненых с военно-санитарных поездов.
К началу войны Трамвайно-троллейбусное управление Ленинграда располагало танк-паровозами для различных нужд, например, для грузового движения, ремонтных и строительных работ. Среди них было и несколько паровозов серии Ь. Во время Великой Отечественной войны танк-паровозы были задействованы на трассе «Ржевский коридор»: от железнодорожной станции Ржевка до распределительных пунктов в Ленинграде. Эта линия постоянно подвергалась обстрелам, поэтому поддерживать трамвайную контактную сеть было практически невозможно — без паровозов было не обойтись. Когда в ноябре 1941 года начались перебои с электричеством, танк-паровозы снова приходили на помощь.
Танк-паровозы возили по трамвайным путям Ленинграда грузовые трамвайные платформы — они легче железнодорожных и могут проходить кривые сверхмалого радиуса.
Во время блокады Ленинграда южные районы города стали практически прифронтовой зоной, поэтому работа любого транспорта здесь сильно усложнилась, в том числе и трамвайной системы.
От Нарвских ворот до железнодорожного моста у Кировского завода ходил сцепленный из трамвайных вагонов поезд, ведомый танк-паровозом. Он появился, когда трамвайное движение по проспекту Стачек остановилось, и работники Кировского завода приспособили заводские маневровые паровозы под трамвайное движение, чтобы добираться на работу.
Железная дорога имеет огромное стратегическое значение, такое же значение имеет и паровоз. Независящий от контактной сети и неприхотливый, паровоз может быть задействован в любой экстренной ситуации, как это и было сделано во время Великой Отечественной войны.
В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге истории войны и блокады уделяется особое внимание: есть тематические экспозиции, есть подвижной состав военного времени.
Приглашаем вас увидеть локомотивы — ветераны и военную технику, посетить выставки и узнать ещё больше интересного и важного.
Купить билет, узнать правила посещения и график работы музея можно на официальном сайте.