- А ну пошёл отсюда!
Ира подходила к дому и уже слышала крики матери. Окна были открыты. Опять она с отцом ругается, подумала девушка. Но вдруг из окна вылетел Мишка. Он приземлился у самых ног Иры на все четыре лапы. Он не знал, что последует дальше и замер. Ира его никогда не обижала, в отличие от её матери. Тумаки, пинки и прочие нежности доставались ему регулярно. Он никогда не был шкодливым котом, по столам не лазил, под ногами не путался, а главное не гадил в доме. Но мать всегда находила причину. Вот и сейчас муж пришёл слегка пьяный, взял кота и хотел идти спать, но досталось именно коту. Мужу тоже досталось, но только словами.
- Убирайтесь все. Все! Как вы меня достали. Этот под ноги лезет, ты шляешься по кабакам, так ещё и Ирка неизвестно чем занимается. Того гляди в подоле принесёт.
- Мама, что ты такое говоришь. Я учусь. У меня другие планы, а не в подоле принести.
- Как ты с матерью разговариваешь?
- Мама. Ты всё время кричишь. Я от тебя нормальных слов не слышала никогда. Ты только с квартирантами нормально разговариваешь.
- Не нравится? Вот дверь. Восемнадцать уже исполнилось.
- Ты хочешь, чтобы я ушла? – растерянно сказала Ира.
- Все. Все уходите. Этот проспится – тоже уйдёт.
Ира быстро проскользнула в свою комнату. Самую маленькую в доме, практически на чердаке. Сначала она подразумевалась как гардеробная для сезонных вещей, но когда мать решила сдавать комнаты отдыхающим, отец её переделал для Иры.
Сейчас отдыхающих не было. Мать зарабатывала только на них, зарабатывала хорошо. Некоторые сезоны были просто золотыми.
Но даже в такие моменты, когда никого не было, для Иры не находилось добрых слов. Она мыла, убирала, выслушивала претензии матери. Девушка быстро собирала вещи. Кот крутился у неё под ногами.
- Мишка, досталось нам с тобой опять. А что делать, не любят нас тут. Папке наплевать на всё, а маме без нас будет лучше. Да и комната лишняя освободится. Ещё и денег заработает на ней, и на нас не потратится. Смотри какая ей выгода будет.
- Дочка, ты куда собралась?
- Папа? Ты же спишь.
- Да не такой уж я и пьяный. Надоели скандалы, вот и притворился. Слышал я всё. Ты иди к Серафиме, она болеет, а я не успеваю к ней. Возьми деньги, всё что у меня есть, сегодня зарплата была. Матери только не говори. Она спит и видит её наследство. Помешалась уже на отдыхающих. Там и море ближе, и комнаты дороже. Ты иди пока она ушла в магазин.
- Спасибо, папа. А ты?
- А я поем и спать пойду, на работу утром. Иди, дочка.
Ира выскочила из дома, кот бежал за ней.
- Мишка. Ты тоже уходишь?
- Мяу.
- Ты только тихо там, у бабушки, не проказничай. Может она не любит котов.
Серафима была не родной бабушкой Иры. Отца воспитывала мачеха, а Серафима её родная старшая сестра. Мачеха умерла, а Серафима осталась совершенно одинока. У неё нет детей и нет никакой родни. Отец Иры ей всегда помогал, да и мачеха перед смертью просила не бросать Серафиму.
- Ой, детка! А ты с вещами. Неужто от матери сбежала?
- Можно я у вас поживу.
- Конечно можно. Давно жду. А что кавалер твой прячется? Иди сюда, иди. Как зовут?
- Мишка.
- Мишка, Мишка. Упитанный, красавец. Иди, не бойся.
Кот подошёл ближе и замурлыкал.
- Ну проходите. Сегодня гости, завтра хозяева. Ноги у меня плохо ходят. Так что я буду командовать. Но не бойся, я не твоя мать. Ту я знаю! Ты наверняка знаешь, как с постояльцами общаться, а остальному я тебя научу. У меня они в отдельном доме, там есть горничная. А мы будем тут. Ты можешь занять весь второй этаж. Мне туда трудно подниматься. Делай всё как хочешь. Обживайся. Не первый раз в моём доме. Там и бельё есть. Занимай любую комнату.
- Спасибо, бабушка. Тебе чем помочь?
- Помоги пока чай пить. У меня торт есть, отец твой вчера принёс. Знает мои слабости. Может ты голодна? А где Мишка? Ему же надо корм купить.
- Я куплю. Он на окне сидит.
***
Так началась новая спокойная жизнь Ирины. Она училась, помогала Серафиме. Отец приходил почти каждый день, просто отдохнуть от своей жены.
- Там мать про тебя спрашивала. Ей уже доложили, что ты тут. Орала, что все её бросили.
- Ей всё не так. Ушли, не мешаем – опять не то. Схожу завтра. Мишка, ты пойдёшь?
Мишка в ответ только спрятался за ноги Серафимы.
- Всё понятно. Пойду одна.
Мать встретила криками. Обвинила дочь и отца в предательстве. Ира попыталась обнять мать, но та лишь увернулась.
- И чего пришла?
- Я торт принесла к чаю.
- Твоя комната уже занята.
Ира стояла и ждала, что ещё скажет мать, но она молчала. Проходить дальше кухни не хотелось, чайник мать не ставила. Ира растерялась. Она почувствовала себя совершенно чужой. Даже раньше равнодушие матери её так не волновало. Она даже не поняла, сколько прошло времени, как будто целая вечность. Торт так и оставался у Иры в руках. Она тихо, как в замедленном кадре, поставила его на стол. Никакой реакции матери. Ира молча вышла из дома, она ждала, что мать окрикнет её. Шла тихо, но ничего не последовало.
- Папа, а я что не родная вам? – спросила она вечером отца.
- Родная. Только мама до тебя потеряла ребёнка. Родился больной мальчик. Когда ему было шесть месяцев она забеременела снова. Страшный токсикоз мешал ей ухаживать за больным ребёнком. Аборт было делать поздно, она пропустила все сроки. Перед твоим рождением мальчик умер. Она винила всех в его смерти: меня, тебя, свою мать, мою. Всех, но не себя.
- А психолог?
- Был, и не один. Всё с ней хорошо. Она живёт для себя, любит только себя. Одиночка. Ей и я нужен, только чтобы что-то сделать по дому. Как-то так. Я привык. Дом мой, выгнать её не могу, жалко. Да и люблю я её. Сам из дома не пойду.
- Странная у вас жизнь. Ты же ещё молодой, нет и пятидесяти.
- Я люблю её. А ты живи здесь, у Серафимы. Я всегда рядом.
***
Прошли годы. Серафима умерла, оставив всё Ире. Девушка вышла замуж. Свадьба была скромная. Мать всё-таки пришла на праздник дочери. Ира даже не надеялась, хотя лично приглашала её. Она пришла.
- Спасибо, мама. Мне было бы очень плохо без тебя. Спасибо.
- Поздравляю, я очень рада за тебя.
Уже прогресс, подумала Ира.
Потом было рождение дочки, сына. Бабушка очень волновалась за внуков, но слава богу, они родились здоровыми. Вот тогда-то она совершенно оттаяла.
- Прости меня дочка, за всё прости. Сама себя всегда ругала за все плохие слова. Ругала, а признаться сил не хватало. А когда ты ушла, мне очень плохо было. Меня ведь отец твой ругал, а потом успокаивал.
- Папа?
- Да. Сильно ругал за тебя.
- Всё позади, мама. Всё хорошо. А что это папа с цветами? У вас праздник?
- Иногда можно и без праздника.
- Можно. Конечно можно.