За последние сто лет психология как наука прошла долгий путь и выявила множество интересных и значимых результатов. Однако, среди этих исследований есть и такие, которые выделяются своей странностью и запоминающейся природой.
В этой статье я хотел бы поделиться с вами несколькими экспериментами, которые не только вызывают улыбку, но и ставят перед нами серьезные вопросы о нашем восприятии и поведении.
- "Эффект Клегга" (1933):
✔В этом эксперименте Б. Рунне и Г. Дитерлих изучали, как расположение глаз на форме, представленной на бумаге может влиять на восприятие эмоций этой формы.
✔Результаты показали, что изменение положения глаз даёт различное впечатление об эмоциях, выраженных формой - нарисованные круги с разными положениями глаз могли казаться грустными, счастливыми или злыми.
✔Это исследование подчеркнуло важность невербальных сигналов и то, как они влияют на наше восприятие.
- "Заточение и потеря самоидентичности" (1951):
✔В этом эксперименте исследователи Грант и Эванс попробовали понять, как человек будет реагировать, если с ним будут вести себя так, словно он является невидимым. Исследователи вели себя так, будто у них нет видимости к добровольцу, не отвечали на его вопросы, даже не обращали на него внимания.
✔Ответы добровольца показали, что подобное поведение существенно повлияло на его самооценку и настроение.
✔Этот эксперимент ставит под вопрос значение межличностных отношений и показывает, как взаимодействие или его отсутствие влияет на нашу самооценку и эмоциональное состояние.
- "Одобрение авторитета" (1961):
✔Стенли Милгрэм провел исследование, чтобы выяснить, насколько далеко люди готовы идти под чаще даже нарушая свои собственные моральные принципы. Участники эксперимента были заставлены под давлением авторитета давать электрические шоки другому участнику, думая, что он испытывает реальную боль.
✔Это исследование шокировало общественность и вызвало вопросы о нашей способности сопротивляться авторитетам и проявлять моральную независимость.
- "Принятие неправдивых приказов" (1964):
✔Милграм провел еще один знаменитый эксперимент, чтобы изучить, насколько далеко люди готовы идти в выполнении приказов, даже если они противоречат их собственным убеждениям. Участникам эксперимента было сказано, что они принимают участие в исследовании обучения, но на самом деле они были актерами, а роль "ученика" выполнял актер, которому задавали вопросы и наказывали электрическим током за неправильные ответы.
✔Результаты показали, что многие участники эксперимента шли до конца, давая электрошоки до самого опасного уровня, даже если они видели страдания "ученика".
✔Этот эксперимент подчеркивает нашу склонность подчиняться авторитету, даже когда это противоречит нашим моральным убеждениям.
- "Эксперимент Мозеса" (1960е-1970е):
✔В серии экспериментов, проводимых исследователем Вальтером Мишелом, маленьким детям предлагали отложить удовлетворение сразу же (например, сладости) в обмен на большее удовлетворение (например, больше сладостей) в будущем.
✔Результаты показали, что дети, которые могли отложить удовлетворение и проявить самоконтроль, впоследствии демонстрировали лучшие показатели успеха в жизни.
✔Этот эксперимент подтвердил важность самоконтроля и способности откладывать удовлетворение для достижения долгосрочных целей.
- "Тюремный эксперимент" (1971):
✔Возможно, самым известным и одновременно странным экспериментом за последние 100 лет является эксперимент, проведенный профессором Филипом Зимбардо в Стэнфордском университете. Зимбардо создал условия, имитирующие тюремное заключение, и нанял студентов, чтобы они играли роль тюремщиков и заключенных.
✔В итоге, эксперимент был прерван на второй день из-за насилия со стороны "тюремщиков" и эмоциональных повреждений участников.
✔Этот эксперимент вызвал глубокие этические и социальные вопросы относительно власти, аутсайдерства и нашей способности к подчинению или сопротивлению.
Кстати, по этому эксперименту снят фильм, он в статье про фильмы (кадр из него, представлен на фото выше).
- "Эксперимент Китайской комнаты" (1972):
✔Эксперимент известного философа Джона Сёрла проводился для исследования искусственного интеллекта и понимания сознания. Участникам предлагали взаимодействовать с Китайским "оператором", который на самом деле следовал инструкциям и руководствам исследователя.
✔По результатам эксперимента выяснилось, что даже при отличном выполнении задачи, "оператор" не имел понимания смысла своих действий.
✔Эксперимент поднял вопросы о разнице между машинной и человеческой интеллектуальной способностью.
- "Эффект пусеты" (1973):
✔Это эксперимент, проведенный Стенли Миллграмом, исследовал влияние группового давления на индивидуальное принятие решений. Участникам предложили оценить длину линий и сравнить их с эталонными.
✔Однако, все, кроме одного участника, были актерами и давали неправильные ответы.
✔Интересно то, что большинство реальных участников начинали сомневаться в своих собственных ответах и поддавались влиянию группы, даже если очевидная правильная ответная была налицо.
- "Маска и межличностное взаимодействие" (1976):
✔Эксперимент, проведенный Майклом Аргайлом, исследовал, как маска влияет на межличностное взаимодействие. Участники разделились на группы, одна из которых носила маски, а другая - нет.
✔Интересно то, что участники с масками выражали больше чувств доверия и были более открытыми в общении, чувствуя себя защищенными и анонимными.
✔Этот эксперимент показал, как наше лицо и выражение могут влиять на взаимодействие и коммуникацию.
- "Эффект Фликкер" (1998):
✔В этом эксперименте исследователи Роберт Хорн и Карен Лее изучали, как изменение освещения влияет на ощущение романтики. Участники были разделены на группы, в одной из которых освещение было статичным и равномерным, а в другой - освещение мерцало или "фликерило".
✔Результаты показали, что участники, находящиеся в условиях мерцания света, описывали окружающую обстановку как более романтичную и привлекательную.
✔Этот эксперимент подчеркивает значимость визуальных стимулов на наши эмоции и переживания.
- "Обезьяны и деньги" (2005):
✔В этом эксперименте исследователи Лоуренс Ян и Сара Броснан изучали, как обезьяны реагируют на неравномерное распределение "доходов". Они давали обезьянам возможность выполнять простые задания для получения вкусной награды в виде кусочка огурца.
✔Однако, когда одна обезьяна получала гранат, а другая - горький огурец, обезьяна, которая получала огурец, проявляла явное недовольство и даже отказывалась принимать награду.
✔Этот эксперимент показал, что чувство справедливости и несправедливости присутствует даже у близких к нам генетических родственников.
- "Теория разумного поведения" (2008):
✔В этом эксперименте исследователи Фелисити Молд и Даниэль Брайн изучали, как представления о честности влияют на наше поведение в отношении других людей. Участникам предоставлялась возможность фиксировать свои нарушения правил для получения денежного вознаграждения.
✔Результаты показали, что участники, которые считали, что им выгодно нарушать правила, чаще совершали эти нарушения, даже если это было недобросовестным.
✔Этот эксперимент подчеркивает важность наших представлений о справедливости и их влияние на наше поведение и моральные решения.
- "Эффект Фогеля" (2010):
✔В этом эксперименте исследователь Дарен Корман провел серию экспериментов о влиянии физической области работы на ментальные процессы. В одном из экспериментов участникам было сказано, что они собираются работать в "клетке", изолированные и ограниченные пространством.
✔Результаты показали, что участники, которые работали в таких условиях, чувствовали себя более сдержанно и имели затруднения в решении сложных задач.
✔Это исследование подчеркнуло важность физической среды на нашу продуктивность и психологическое состояние.
- "Эффект превратности восприятия" (2011):
✔В этом эксперименте исследователь Айзек Керки изучал влияние превратности на восприятие физической привлекательности. Участникам были предложены фотографии людей с нормальным и перевернутым физическим отражением.
✔Удивительное открытие состояло в том, что участники считали, что лица с перевернутыми отражениями были привлекательней.
✔Это исследование показывает, что наше восприятие может быть подвержено влиянию превратности и ориентации.
- "Эффект Facebook" (2014):
✔В этом эксперименте исследователи Адам Крамер, Джейми Гингерман и Джефф Хэнсон изучали влияние новостной ленты Facebook на эмоциональное состояние пользователей. Они случайным образом изменяли показываемые новости, отфильтровывая негативные или положительные сообщения.
✔Результаты показали, что пользователи, которым показывали больше отрицательных новостей, стали более негативно настроены, а те, которым предлагали больше положительных новостей, были более позитивно настроены.
✔Этот эксперимент вызвал вопросы о влиянии социальных медиа на нашу эмоциональную составляющую и настроение.
- "Эффект замещения воспоминаний" (2015):
В этом эксперименте исследователи Джули Шоуейт и Джон Кери изучали, как наш мозг может искажать и заменять наши воспоминания. Участники были показаны фотографии детского события, о котором им было сказано, что оно реально произошло, хотя на самом деле оно никогда не случилось.
В последующих интервью участники описывали вымышленные воспоминания с такой же уверенностью, как и настоящие. Этот эксперимент свидетельствует о сложных процессах формирования и переработки наших воспоминаний.
- "Эффект воображаемой невидимости" (2017):
✔В этом эксперименте исследователи Лукас Буфтон и Джошуа Белл провели необычное исследование, чтобы изучить, как представление себя невидимым влияет на поведение. Участники должны были играть в игру дележа денег, исходя из того, что один из них невидим и сможет украсть деньги безнаказанно.
✔Оказалось, что когда участники могли представить себя невидимыми, они склонны были воровать больше денег.
✔Этот эксперимент подчеркнул важность самоидентификации и моральных ограничений.
- "Эффект злобной куклы" (2018):
✔В этом эксперименте исследователи Дагмир Дркуш и Камилла Уиллекенс провели исследование о доверии в отношениях. Участников попросили оценить внешний вид назначенного им человека и выбрать, будут ли они с ними вступать в действительные деловые сделки.
✔Интересно то, что когда участники предварительно увидели злобно выглядящую куклу, они стали менее доверчивыми и меньше готовы сотрудничать с назначенным им человеком.
✔Этот эксперимент подчеркивает важность внешнего восприятия и первого впечатления на наши отношения и взаимодействия.
- "Эффект физической активности на креативность" (2018):
✔В этом эксперименте исследователи изучали, как физическая активность может повлиять на креативность и творческое мышление. Участникам предлагали выполнить задачи, требующие творческого решения, до и после занятий физическими упражнениями.
✔Результаты показали, что после физической активности участники проявили более высокий уровень креативности и мощность решений.
✔Этот эксперимент подчеркивает взаимосвязь между физической активностью и когнитивными функциями, а также выявляет потенциал физических упражнений для стимуляции творческого мышления.
- "Эффект сублимации музыки" (2019):
✔В этом эксперименте исследователи изучали, как музыкальные предпочтения могут использоваться для улучшения межличностных отношений. Участникам предлагали прослушивать различные музыкальные композиции и потом чатиться с незнакомым человеком, обсуждая свои предпочтения.
✔Результаты показали, что обсуждение музыки, которая нравится обоим участникам, способствует формированию более близких и доверительных отношений.
✔Этот эксперимент выявил значение музыкальных интересов в нашем взаимодействии и создании связей с другими людьми.
- "Эффект благодарности на психическое здоровье" (2020):
✔В этом эксперименте исследователи изучали, как проявление благодарности может влиять на психическое здоровье и благополучие. Участникам предлагали вести ежедневник, в котором они записывали три вещи, за которые им было был благодарны в течение дня.
✔Результаты показали, что люди, регулярно практикующие благодарность, испытывали меньше тревоги и депрессии, а также имели более позитивное самочувствие.
✔Этот эксперимент подчеркивает положительное влияние благодарности на наше эмоциональное и психическое состояние.
- "Эффект эмоциональных выражений с помощью эмодзи" (2021):
✔В этом эксперименте исследователи изучали, как эмодзи (смайлики) могут влиять на передачу эмоций и коммуникацию. Участникам предлагали писать сообщения, используя эмодзи, и просили оценить эмоциональное содержание этих сообщений.
✔Результаты показали, что эмодзи помогают передать эмоциональное состояние и поддержать эмоциональное понимание в текстовой коммуникации.
✔Этот эксперимент подчеркивает роль эмодзи в эмоциональном выражении и содействии эмоциональной связи через текстовые сообщения.
❗Буду благодарен за лайк и подписку, это помогает продвигать канал.
Эти эксперименты продолжают расширять наши знания о человеческой психологии и поведении, подчеркивая важные аспекты, которые влияют на наше эмоциональное состояние, принятие решений и взаимодействие. Они напоминают нам о многогранности нашей натуры и сложности взаимосвязей между нашими мыслями, чувствами и поведением.