Количество посетителей торговых центров в Москве за 2023 год уменьшилось на 1% по сравнению с уровнем 2022 года. Основной причиной этого снижения, по мнению опрошенных экспертов, стало изменение потребительских предпочтений. Покупатели стали более осмотрительными в выборе товаров, избегают импульсивных покупок и постоянно сравнивают цены. Кроме того, бытовую технику, электронику, одежду, обувь, косметику и ювелирные изделия, которые раньше приобретали в торговых центрах, потребители теперь предпочитают заказывать на маркетплейсах.
По итогам 2023 года жители Москвы стали реже посещать торговые центры, и количество посетителей за год сократилось на 1% по сравнению с предыдущим 2022 годом. Эти выводы представлены в исследовании компании Focus Technologies, которая проанализировала трафик московских ТРЦ. Данные были получены с использованием автоматизированных систем подсчета посетителей и данных кассового оборудования. В исследовании учтены более 100 торговых центров в Москве.
Михаил Васильев, руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies, отмечает, что результаты исследования повлиял эффект высокой базы первой половины 2022 года. В начале года трафик был близок к доковидным уровням, но затем произошел рост потребительской активности. После начала "спецоперации" россияне стали активно приобретать различные товары из-за опасений по поводу роста цен, дефицита товаров и ухода иностранных брендов.
В конце прошлого года также отмечен всплеск потребительской активности. По словам Васильева, в течение 2023 года наблюдались тенденции к стабилизации показателей на рынке торговых центров, и к концу года посещаемость увеличилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Что касается предпочтений в покупках, в 2023 году наибольший интерес у покупателей вызывали магазины электроники и бытовой техники, где посещаемость увеличилась на 4%. Средний чек также вырос на 11%, что привело к увеличению товарооборота на 13% за год. В этой категории отмечен значительный рост среднего чека в последние четыре месяца 2023 года, вызванный увеличением цен на импортную технику и комплектующие.
С другой стороны, магазины ювелирных изделий испытали снижение посещаемости на 18%, что стало самым низким показателем среди всех категорий магазинов. В этих магазинах средний чек вырос на 33%, а товарооборот увеличился лишь на 11%. Магазины парфюмерии и косметики также потеряли посетителей, снизив посещаемость на 7% по сравнению с 2022 годом, хотя средний чек уменьшился на 2%. Товарооборот в этой категории снизился на 10% по сравнению с 2022 годом. Количество покупателей в магазинах одежды и обуви осталось неизменным с 2022 года, но средний чек и товарооборот выросли на 6%.
В области общественного питания количество заказов уменьшилось на 2%, но средний чек вырос на 9%, а выручка - на 8%. Заметно, что эта категория была единственной, которая показала рост за новогодние праздники 2024 года.
Аналитический проект Tinkoff Data также предоставил данные о средних чеках в московских торговых центрах. Общие расходы россиян в крупных ТЦ Москвы сократились на 8% в 2023 году. Самое значительное снижение произошло в магазинах бытовой техники и электроники (на 28%), в то время как средний чек вырос на 13%. Также отмечено уменьшение расходов в магазинах ювелирных изделий и часов (на 14%), в категории косметики и парфюмерии (на 8%), в магазинах одежды и обуви (на 7%), и в общепите (на 4%).
Михаил Васильев подчеркивает, что потребители стали более взвешенно подходить к процессу покупки, сравнивая предложения не только в различных магазинах, но и на маркетплейсах. Он также отмечает, что часть потенциальных покупателей отдали предпочтение онлайн-каналам продаж. Рост среднего чека в некоторых случаях связан с увеличением цен, таким образом, возможно, свидетельствует о смещении спроса в сторону более доступных товаров и онлайн-платформ. По отношению к категории общепита, он отмечает, что живое общение, особенно в праздники, сложно заменить, что объясняет рост показателей кафе и ресторанов.
Конкурирующие маркетплейсы
«Заметен тренд на сохранение уровня посещаемости торговых центров при снижении конверсии покупателей в последние годы», заявляет генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он отмечает, что практически все ТРЦ постепенно расширяют свои функциональные зоны, открывают фуд-холлы, увеличивают площади для сервисных услуг, вводят фитнес-центры, парикмахерские, ремонтные мастерские, расширяют зоны развлечений для детей, а некоторые даже преобразуют верхние этажи в офисные пространства и коворкинги. В то время как торговая составляющая этих центров стагнирует.
По мнению Бурмистрова, основной причиной этого является агрессивный рост мультикатегорийных маркетплейсов, с которыми могут конкурировать лишь крупнейшие ритейлеры. «Арендаторы в большинстве ТЦ не способны состязаться с маркетплейсами ни по ассортименту, ни по ценам», - рассуждает он. Согласно оценке Федеральной антимонопольной службы, доминирующее положение на рынке маркетплейсов занимают Wildberries и Ozon.
Такого же мнения придерживается и Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group. По ее данным, за последние пять лет доля модных магазинов в торговых центрах уменьшилась почти в два раза, составив 15-20% от общей площади. «Наблюдается активное сокращение магазинов одежды в пользу развлекательных и фитнес-зон. Эти изменения свидетельствуют о стремлении ТРЦ привлекать посетителей не только для шопинга, но и для развлечения и проведения времени с семьей», - подчеркивает Хакбердиева. Кроме того, по ее мнению, фитнес-центры становятся важной составляющей многих торговых центров, что подтверждается ростом сделок в этой сфере.
По прогнозу Хакбердиевой, в 2024 году российские ретейлеры будут ориентированы на умеренный рост. Следующий год, по ее мнению, будет периодом оптимизации и эффективной ротации части магазинов для отечественных операторов, а на московском рынке ожидается развитие сегмента wellness.