"Невозможное возможно!" - с таким лозунгом в 2018 году продюсеры фильма "Мастер и Маргарита" выходили на питчинг в Фонде Кино. Их амбициозный замысел - экранизировать культовый, мистический и абсурдистский роман Михаила Булгакова - вызывал если не смех, то уж точно недоумение.
"Безумная затея, обречённая на провал, - говорили одни, - может Стругацких и получится экранизировать, но не Булгакова". "На что они рассчитывают с такой сложной метафизикой и философией?" - вторили другие. И лишь единицы верили, что проект может стать прорывом в истории отечественного кинематографа. Теперь мы знаем, кто оказался прав...
В центре сюжета - Мастер, талантливый писатель и драматург (великолепный Евгений Цыганов, кажется, рождённый для этой роли). Он полон сил, идей и вдохновения, работает над пьесой "Пилат", которую репетируют в главном театре Москвы. Жизнь удалась? Казалось бы...
Однако по доносу критика Латунского пьесу Мастера запрещают за "религиозное мракобесие", а его самого подвергают травле на писательском собрании. Карьера Мастера заканчивается, едва начавшись. Опустошённый и раздавленный, он замыкается в себе. Но именно в этот момент писатель находит неожиданное вдохновение для нового романа. О чем? Да о торжестве справедливости и возмездии негодяям вроде Латунского!
Так рождается сюжет про всесильного Воланда, прибывшего в Москву со свитой демонических помощников. Этот могущественный маг начинает карать предателей, доносчиков, лицемеров и прочих "советских людей". Автор буквально материализует свои грезы, создавая мистический вымышленный мир. Главное отличие фильма от оригинального романа как раз в том, что мы видим рождение и эволюцию рукописи Мастера.
Реальность и фантазия переплетаются настолько тесно, что порой невозможно определить - где правда, а где вымысел. Например, когда Мастера начинают преследовать агенты НКВД во главе с неким Майгелем. С одной стороны, это реальные чекисты 1930-х годов. С другой - Майгель "воплощается" в романе Мастера как слуга Воланда, наказывающий доносчиков. Грань между мирами стирается!
Так же двойственно выписан и женский образ. Маргарита, возлюбленная Мастера, посещает его в реальности, а в рукописи превращается в ведьму, заключающую дьявольский договор ради любви. Юлии Снигирь удалось показать и хрупкую лиричную девушку, и фатальную красавицу-ведьму. Актриса играет на контрасте, не переигрывает, оставляя зрителю возможность для собственной интерпретации.
Не обошлось и без ярких второстепенных персонажей, запоминающихся деталей, символов. Среди них пугающий стукач Майгель (Гуськов) и тщеславный народный артист Бенгальский (Верник). А также огромный чёрный кот Бегемот и загадочный Аугуст Диль в роли Воланда.
Кинематографисты виртуозно жонглируют событиями, перемещая зрителя то в один мир, то в другой. Порой кажется, будто находишься внутри безумного кошмара или галлюцинации Мастера. Режиссёр обрушивает на нас каскад сюрреалистических сцен, полных драматизма и лихорадочной энергии.
Завершается лента трагически - творца увозят на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Там Мастер и дописывает последние строки своего запредельного романа. Получается, он так никогда и не выбрался из безумного мира, порождённого собственным воображением? Или же это лишь намёк, что его дух и идеи будут жить в рукописи вечно? Каждый зритель найдёт свою интерпретацию финала...
Стоит ли говорить, что создателей фильма ждал тернистый путь. Идея родилась ещё в 2018 году, но тогда мало кто поверил в успех. Стартовое финансирование давал Netflix, однако потом отказался от проекта. Сценарий переписывался не единожды, менялись режиссёры, бюджет оказался неимоверным, съёмки затянулись... Казалось, "Мастер и Маргарита" обречён так и не выйти на экраны.
Однако Локшин упорно продолжал сражаться за воплощение замысла. И вот, спустя 6 лет кропотливого труда, фильм готов! Можно с уверенность сказать - это настоящий прорыв для российского кинематографа.
Во-первых, картина доказала, что невозможного не существует. Даже самый фантастический, запутанный литературный первоисточник можно адаптировать для большого экрана. Пусть это и потребовало от создателей нестандартных решений вроде двух параллельных реальностей. Главное - сохранить дух произведения, атмосферу.
Во-вторых, теперь стало ясно, что российское кино способно конкурировать с Голливудом в плане спецэффектов и масштаба. Достаточно вспомнить сцены полётов Маргариты над ночной Москвой, особняк Воланда и мистические пейзажи романа Мастера. По визуальному ряду картина не уступит блокбастерам Marvel.
Наконец, актёрский ансамбль оказался блестящим. Каждый исполнитель будто родился для своей роли - настолько органично смотрятся Цыганов, Снигирь, Гуськов... Это звезды мирового масштаба, которыми гордится отечественный кинематограф. Их талант и харизму по достоинству оценят как в России, так и на Западе.
Конечно, у фильма могут найтись и недоброжелатели. Кому-то не понравятся вольности по отношению к первоисточнику или слишком радикальная трактовка. Кто-то назовёт картину чересчур мрачной или, наоборот, оторванной от реальности.
Однако я убеждена - такие голоса тонут в восторженном хоре поклонников. Ведь "Мастер и Маргарита" не просто воссоздаёт атмосферу легендарного романа. Это ещё и захватывающее зрелище, полное драматизма, экшена и тонкого психологизма. Здесь каждый найдёт что-то своё, близкое душе.
Для кого-то фильм станет источником вдохновения и будет мотивировать бороться за мечту, несмотря ни на что. Кто-то увидит в нем мощную метафору современной России с её исторической памятью и социальными контрастами. А для меня это ещё и гимн творческой фантазии, способной как вознести человека до небес, так и низвергнуть в бездну...
В общем, невероятно многогранное произведение, которое прочитывается ни один десяток раз и при каждом новом просмотре открывает что-то новое. Я восхищена мастерством Локшина и его команды и, несомненно, порекомендую фильм всем знакомым как обязательный к просмотру. А сама буду с нетерпением ждать новых шедевров от этих создателей!