Найти в Дзене
Заметки краеведа.

Рабочий поселок № 6.

Трудно найти человека, кто прочитав это сообщение, не испытывает чувство великой радости и гордости за нашу армию.

Блокада прорвана!

НО….

Бычевский Б. В.

«Операция по прорыву блокады после соединения с волховчанами застопорилась. Хотя в городе население продолжало ликовать, штаб фронта лихорадило. Для этого были основания. На обоих флангах 67-й армии, развернувшейся на юг, остались два неразгромленных узла обороны противника. Справа — у самого берега Невы в зданиях Рабочих городков и в главном корпусе 8-й ГЭС. На картах этот участок назывался Городокским узлом. А слева — гряда Синявинских высот среди торфяных болот. Гиблые места. Они наводили тоску уже одним пейзажем. В этих болотах около высот застряли наши соседи — волховчане».

Начался второй этап, обеспечить безопасность пробитого коридора. Если внимательно, ещё раз прочитать « В последний час», «…заняли…рабочие посёлки №№ …6…». Стоп! Обратимся к документам.

«Основными объектами атаки соединений 2-й ударной армии в последней декаде января были Синявино и Рабочий поселок № 6. Как следует из воспоминаний Н. Г. Лященко, который во время операции «Искра» был заместителем командира 18-й стрелковой дивизии, эта дивизия после 20 января наступала на юго-западную окраину Синявино и Рабочий поселок № 6, вела за него бой трое суток. Наступала на Рабочий поселок № 6 и 147-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Н. А. Москвина. Штурмуя Синявинские высоты у Рабочего поселка № 6, эта дивизия потеряла 4 тыс. человек. Рабочий поселок № 6 был захвачен танкистами 16-й танковой бригады (командир — полковник К. И. Иванов), которая удерживала его северную окраину до подхода частей 239-й дивизии генерала П. Н. Чернышева. Полностью указанные соединения овладели Рабочим поселком № 6 в результате двухдневных боев и затем удерживали эти позиции с 25 января по 5 февраля 1943 г».

Даже в наши дни документов об этом моменте до обидного мало. Да и ветераны очень скупо рассказывали, а воспоминаний я не видел, о январских боях 1943 года. Теперь только документы. Несколько комментариев. Изучая документы частей, я обратил внимание, чем дальше от этих событий писалась «Боевая характеристика» тем скупее становится описание. Я выбрал те документы, которые дают большее представления о тех боях, выдержки.

-2
-3
-4

20.01.43г.

-5

21.01.43г.

-6

22.01.43г.

-7
-8

23 января 1943 года Военный трибунал Волховского фронта установил:

«Москвин, являясь командиром 147-й стрелковой дивизии, 19 января 1943 г. от командарма-2 получил боевой приказ о наступлении всеми силами дивизии с целью овладеть Рабочим Поселком № 6 и западной окраиной Синявино. В подготовительный период и в процессе практической реализации указанного приказа Москвин проявил преступную бездеятельность, которая выразилась в том, что он, при постановке задач командирам полков, границ наступления частям не указал, взаимодействие родов войск не отработал, надлежащей связи с частями не организовал. На своем командном или наблюдательном пункте вовсе не находился, а разъезжал по КП частей и потерял управление частями, боевой их деятельностью не руководил. В результате игнорирования Москвиным строгого соблюдения боевых порядков, предусмотренных Боевым уставом пехоты, в решающий момент боя — порядки частей дивизии перемешались, поддались панике и самовольно отошли с занимаемого рубежа. В этой сложной обстановке Москвин должных мер к наведению порядка и дисциплины в частях не принял, проявил полное бездействие».

Согласно ст. 193-17б УК РСФСР, Н. А. Москвин был приговорён к 10 годам лишения свободы и лишен воинского звания «генерал-майор».

С учётом предыдущей службы, было применено примечание 2 к ст. 28 УК РСФСР, исполнение приговора было отсрочено до конца войны, Н. А. Москвин был отправлен на фронт, учитывая боевой опыт, его назначили командиром батальона. В качестве комбата Н. А. Москвин проявил себя хорошим командиром, в январе 1943 года был назначен командиром 641-го стрелкового полка 165-й стрелковой дивизии. 27 июля 1943 года Военный трибунал Волховского фронта полностью освободил его от меры наказания, десяти лет лишения свободы. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета он был признан не имеющим судимости. Так как лишение воинского звания не было утверждено Постановлением Совнаркома, со снятием судимости это звание было за ним сохранено.

-9
-10

В январе 1943 г. дивизия в составе 2-й ударной армии участвовала в прорыве блокады Ленинграда (операция «Искра»). Входе ее генерал-майор П. Н. Чернышев проявил нерешительность, в сложной обстановке из-за плохой организации связи управление частями было потеряно. За это он был от должности отстранен и находился в распоряжении Военного совета фронта.

Федюнинский Иван Иванович:

"Вернувшись на НП дивизии, я был вынужден сделать генералу Чернышеву серьезное замечание за плохую организацию связи, нераспорядительность, за то, что он лично и его штаб плохо знают обстановку".

-11

Поспешили или выдавали желаемое за действительное ? Три дня разница, но сняты два командира дивизий, большие людские потери. Практически полное историческое забвение.